Михалыч
14.11.2015, 14:51
Феденков Сергей
Собор на площади Соборной!
Он город радовал века.
Уютным видом старомодным
Ласкал и звал издалека.
И шли, кто радуясь, кто каясь,
Делиться с ним житьем-бытьем.
Родной неповторимый Каинск
Являл он в облике своем.
Трезвоном гнал худые мысли,
Надежды сеял в серость дней,
На лучшее в нелегкой жизни
Настраивал сердца людей.
Со всех сторон народа волны,
Будь Пасха или Рождество,
Стекались к площади Соборной
На праздничное торжество.
В те дни христосовались чинно
Под звон купцы и беднота.
И было людям не до чина
Пред ликом Господа Христа.
Но слишком горько вспомнить слову
Про то, что сделали потом:
Как сердце города родного
Пустили с подлостью на слом.
Как пала чудо-колокольня,
Разбитый колокол хрипел…
Не стало площади Соборной,
Остался лишь заросший сквер.
Да, сквер, и вот что было скверно:
Где Троице молился мир,
Три пьяных друга ежедневно
В кустах устраивали пир.
«Благословляя» мир разрухи,
Где каждый на сердце не чист,
Над этой «тройкой», вскинув руки,
Застыл суровый коммунист.
Всю жизнь он страстно строил счастье
Без Бога – в храмы не ходил.
И умер глубоко несчастным
Народа падшего кумир.
А храм уже готов вернуться
На площадь, как на чистый лист.
О Камень Истины споткнулся
В закат идущий коммунист.
И город ждет. Чуть-чуть осталось,
Лишь до рассвета подождать
Свою потерянную радость -
Собор и Божью благодать.
06.11.2008
Петрович
15.10.2017, 10:12
Немного истории.
Года 1826 Марта 9 числа Высочайше утверждено Положение Комитета Министров «О правилах устроения церквей» за №186.
«В заседание 20 Февраля слушана записка Управляющего Министерством Внутренних дел, от 6 Февраля, за № 60 (по Депар. Госуд. Хозяйс. и Публич. зданий), внесенная в журнал Комитета под № 293; о правилах для устроения церквей. Комитет полагал: изъясненные в сем представлении предположения Управляющего Министерством Внутренних Дел утвердить, испросив на то Высочайшее соизволение. В заседании 9 Марта объявлено Комитету, что Государь Император на положение Комитета соизволяет.
Комитет определил: сообщить о том Управляющему Министерством Внутренних Дел по исполнению выпискою из журнала.
Записка. В Июне прошедшего 1825 года Г. Генерал от Артиллерии Граф Аракчеев сообщил мне, что блаженные памяти Государь Император Александр I-й, в проезд свой из Санктпетербурга в военное поселение, изволил заметить в Яму Чудове построенную новую церковь, которой фасад весьма не понравился Его Императорскому Величеству; вследствие чего и состоялась Высочайшая воля, дабы я доставил сведение, кем утверждены фасад и план сей церкви и были ли оные на рассмотрении в учрежденном при Миниcтepcтве Внутренних Дел Строительном Комитете?
Как план сей и фасад в Министерстве Внутренних Дел рассматриваем не был, то я и требовал подробного по сему объяснения от Новгородского Гражданского Губернатора; из ответов его и присланных плана и фасада, как оригинальных, так и снятых с строения в натуре, открылось, что церковь в Яму Чудове начата строением по желанию тамошних священно-церковно-служителей и прихожан на сумму доброхотных дателей, по проекту ими составленному и одобренному покойным Михаилом, Митрополитом Новгородским, а производилось сие строение под смотрением и распоряжением одного из Новгородских Архитекторов.
При чем Губернатор объяснил, что как не было определительных правил об отношениях Гражданского Начальства к постройке церквей, особенно в уездах, а также и образцовых для оных фасадов не было, пока от Министерства Внутренних Дел издана особая книга к руководству при сих строениях; то Духовное Начальство и распоряжалось вообще по сей части без всякого сношения с Гражданским, которое вовсе не находило права вмешиваться в сии распоряжения, особенно в отношении благовидности церковных зданий в уездах.
При соображении в Строительном Комитете доставленных от Губернатора планов и фасадов оказались в произведенном строении церкви разные несходства, даже и против утвержденного для того Духовным Начальством проекта.
О сих обстоятельствах я сообщал Г. Генералу от Артиллерии Графу Аракчееву, для представления Его Императорскому Величеству.
В Сентябре 1825 г. Граф Аракчеев сообщил мне Высочайшее Государя Императора повеление, дабы я, по надлежащем сношении с Преосвященным Митрополитом Серафимом, постановил на будущее время постоянным правилом, чтобы все планы на построение церквей были от Духовного ведомства сообщаемы в Министерство Внутренних дел, для надлежащего, по принадлежности сему Министерству, соображения. На что Его Величеству угодно, дабы мера сия не служила медленностию в построении церквей и дабы на медленное рассмотрение в Министерстве Внутренних дел не произошло жалоб от Духовного Начальства.
Известив о сем Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, я вместе с тем сообщил ему о мерах, которые, по мнению моему, могли бы споспешествовать к исполнению означенной Высочайшей воли; которые состояли в следующем:
1. Как церкви строятся часто под ведомством Духовного Начальства и вообще по одобрению оного, исключая особенных случаев; то Епархиальным Архиереям должны быть каждому в своей Епархии известны заблаговременно предположения о построении церквей, равно как о перестройке и починке оных.
2. При каждом таковом предположении, Преосвященные получать должны сведения о всех обстоятельствах, сопряженных с целию желаемого построения церкви, как то: в городе ли, или в селении; внутри или вне обывательских жилищ; Соборная ли, приходская, кладбищенская, монастырская, или при каком-либо публичном заведении; сколько она должна иметь приделов; теплая ли, или холодная; на какое число людей она требуется, сколько и какого веса колоколов полагается быть на колокольне, и тому подобное.
3. Таковые сведения должны быть сопровождаемы планами, фасадами и подробными сметами на построение, с описанием местоположения и грунта земли под основание. Епархиальные Преосвященные, по изъявлении своего согласия на таковую постройку, будут все сие, и с своими, если нужно, замечаниями, сообщать Министерству Внутренних дел.
4. Когда только требуется перестройка или починка церкви, то нужно препроводить в Министерство точный план и фасад: оной, как оно было до повреждения, с подробным означением и описанием, в чем и каким образом положено ее исправить или переменить.
5. Если случится, что для предполагаемой церкви плана, фасада и сметы представлено Духовному Начальству не будет по неимению Архитектора; то оно, по крайней мере, обязано требовать описания всех вышеизложенных в 2 пункте обстоятельств, и настоящего грунта земли до известной глубины, и чтобы определено было в точности, до какой суммы может простираться издержка построения, и какие по местным соображениям могут быть удобнейшие средства к приобретению материалов и рабочих людей, и в таком виде оно может обо всем сообщить Министерству Внутренних дел, которое не оставит учинить распоряжения о сочинении в Строительном Комитете подлежащих плана, фасада и сметы и обратит оные к Преосвященным, для следующего по оным производства.
Сообщения таковые могут быть или прямо от Преосвященных к Управляющему Министерством Внутренних дел, или из Консисторий в Департамент Государственного Хозяйства и Публичных зданий.
6. При соблюдении такового порядка, когда все потребные сведения будут в виду, не может последовать никакой медленности в рассмотрении или в составлении планов; но между тем, со стороны Епархиального Начальства поставлено должно быть тем, под надзором коих будет производиться строение, за непременное правило, чтобы при самом сооружении церквей соблюдены были в совершенной точности все размеры одобренных в Строительном Комитете Министерства Внутренних дел планов и фасадов, и чтобы материалы употреблены были самые лучшие, и все меры были бы приняты к отвращению самовольства или неопытности в строителях. На сей конец весьма много послужить бы могло внимательное наблюдение наставлений и правил, изложенных подробно в изданной от Министерства Внутренних дел книге, под заглавием: Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей; каковую книгу многие Преосвященные для себя уже, согласно одобрению Святейшего Синода, и выписали из Министерства.
7. При всем том однако уже во всяком строении церкви, по планам ли, на месте составленным, или по сочиняемым в сем Министерстве, наблюдать должно, чтобы, если невозможно иметь для всегдашнего за оным надзора Губернского, городового или другого аттестованного Архитектора, то, по крайней мере, непременно нужно, чтобы кто-либо из опытных в каменном строении людей, по засвидетельствованию Губернского, или другого известного Архитектора, был к тому приставлен, и чтобы таковой Архитектор доставлял строителям нужные шаблоны и размеры для важнейших частей строения, осматривая, сколько можно, производство работ, и по окончании оных утверждая исправность и прочность оных своим свидетельством.
8. Что касается до построения или починки церквей и других духовных зданий, на счет казны, или строительного капитала, в Министерство Внутренних дел назначаемого; поелику постройка таковых зданий главнейше зависит от того, можно ли отпустить требуемую сумму; то случающаяся иногда остановка в сих строениях не должна производить жалоб со стороны Духовенства на медленность в Министерстве, которое не может отпускать сумм более, как сколько в годовой смете расходов Высочайше оному назначено на известные предметы.
Для устранения же сей медленности единственное средство есть, вносить заблаговременно всякий раз в смету расходов будущего года потрмордаю сумму на духовный строения, и если таковая сумма будет с Высочайшего соизволения признано частию строительного капитала, то в отпуске оной никакого препятствия не будет.
Минувшего Генваря 30, я получил от Митрополита Новгородского и С.-Петербургского отзыв, что Святейший Синод, имея в виду два рода церквей, из коих на одни отпускается сумма из казны, по рассмотрении и утверждении планов и смет в Министерстве Внутренних дел, а другие устраиваются и починиваются иждивением прихожан или на сборную сумму, и на сем основании сообразив меры, с моей стороны изложенные, полагает:
Относительно построения вновь каменных церквей, или перестройки и починки существующих на счет казны:
1. Когда встретится где по Духовному ведомству в сем надобность, то Епархиальным Архиереям делать сношения с местным Губернским Начальством, прописывая в оных и те сведения, которые изложены во 2, 4 и 5 пунктах моих предположений, и требовать со стороны оного Начальства командирования Губернского Архитектора, или кого другого, для освидетельствования при Благочинном или Депутате духовного ведомства, под новые церкви местоположения и грунта земли, и какие по местным соображениям могут быть удобнейшие средства к приобретению материалов и рабочих людей.
2. По таковом освидетельствовании и соображении, сочинять посредством оных Архитекторов планы, фасады и сметы.
3. Планы сии составлять во всех частях сообразно Соборным о построении церквей постановлениям, чтобы назначаемы были на оных места для хранения ризницы, утвари, библиотеки и по близости алтаря для жаровни, а в паперти или трапезе и для женского пола, приходящего в церковь в установленное время после родов для очистительных молитв; под колокольнею же назначать место и для сторожей.
4. В смете по тем планам и фасадам вносить сумму и на наем Архитектора, или других опытных привилегированных людей для присмотра за прочностию материалов, за работами и за всеми размерами важнейших частей строения.
5. Таковые планы с фасадами и сметами и прочими сведениями Гражданские Начальства доставляют к Епархиальным Архиереям; а сии представляют оные с мнением Святейшему Синоду, из которого препровождать уже установленным порядком в Министерство Внутренних дел для дальнейшего рассмотрения их в Строительном Комитете; а где по неимению Архитекторов, планов сделано не будет, то сообщать одни описания изъясненным во 2 пункте предположений моих обстоятельствам, для сочинения по оным в сем Министерстве планов и ассигнования потом суммы из назначаемой по годовой смете на таковые расходы.
6. По утверждении планов и смет и по отпуске суммы производить и построение церквей под ведомством Духовного Начальства, или светского, смотря по тому, к какому более ведомству принадлежать оные будут, так как и доныне построение церквей в крепостях производится под смотрением и ответственностию тамошних Начальств, со стороны же Духовной зависеть будет только, чтобы при освидетельствовании церквей пред освящением оных, все части соответствовали церковным постановлениям.
Так как в некоторых Губерниях Высочайше дозволено строить на счет казенный и частный церкви и деревянные, по неимению удобности и способов к устроению каменных, а в Сибири исключительно с дозволения Епархиального Архиерея, без представления Святейшему Синоду; в прочих же местах не иначе, как чтобы таковые неудобности были засвидетельствованы местными Гражданскими Начальствами; то оное наблюдать и впредь; но что касается до сочинения планов, смет и до составления прочих сведений, то поступать так, как при построении каменных церквей, исключая Сибири, во избежание могущей последовать от того медленности.
Относительно церквей второго рода, Синод полагает:
1. Когда в построении их вновь встретится надобность, то по изданным на сие узаконениям, прихожанам входить о том с прошениями к Епархиальным Архиереям, с изъяснением побуждающих к тому причин, а также сколько при оной церкви имеет быть в приходе мужеска и женска пола душ, вновь ли поселившихся или отходящих от других приходских церквей за отдаленностию оных от жилищ их и неудобностию в пути.
2. При таковых прошениях прилагать планы с фасадами и со всеми вышепрописанными на них назначениями и прочими сведениями, сочиняемые по ходатайству прихожан, Губернскими или другими привилегированными Архитекторами; но с тем, чтобы таковые планы составляемы были по состоянию прихожан и способам, какие от них могут быть доставлены без отягощения к построению хотя неогромных церквей и без излишних украшений Архитекторских, и каковые могут обойтись в самую умеренную цену.
3. Поелику во многих местах прихожане изъявляют желание строить церкви сообразно древним оных видам; то Святейший Синод находит необходимо нужным, к изданной от Министерства Внутренних дел книге, под названием: Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей, составить несколько таковых планов по примеру древних Православных церквей.
4. Епархиальные Архиереи по таковым прошениям делают сношения с Гражданскими Начальствами об освидетельствовании, чрез кого следует, при Благочинном или Депутате с духовной стороны, удобности местоположения под новые церкви; а также количество поименно имеющих быть прихожан, соответствует ли оное указному положению, и точно ли приписываемые от других церквей к новой прихожане имеют неудобности и затруднения оставаться в приходе при прежних церквах.
5. Когда по сим исследованиям причины к построению вновь церкви признаны будут уважительными: то Епархиальные Архиереи представляют о том дела с планами и фасадами Святейшему Синоду; по воспоследовании же от оного на построение церквей разрешения, планы со всеми при них приложениями доставляются установленным порядком в Министерство Внутренних дел; а по рассмотрении и утверждении оным и по возвращении в Синод, отсылаются из оного к Епархиальным Архиереям; по каковым планам и приступают прихожане к устроению церквей, но с тем, чтоб прежде заложения оных в селах отведено было к ним указное количество десятин земли для продовольствия Священно и церковно-служителей, а для жительства их вообще при новых церквах устрояемы были и удобные дома.
6. При случае перестройки и починки церквей, которые требовать будут во многом перемены, а прихожан состоит указное количество, Преосвященные, по существующему порядку, не представляя Синоду, дают дозволения на оные от себя; но прежде того представляемые от прихожан планы и фасады препровождают из Консисторий в Департамент Государственного Хозяйства и Публичных зданий; а по утверждении оным и по возвращении в Консистории, отдаются для исполнения прихожанам; но ежели прихожан количество недостаточно, а по близости есть церкви прочные, и в причислении их к сим церквам препятствий не будет, то, дабы не умножать без нужды церковных причтов, упраздняя таковые церкви, приписывать прихожан к ближним церквам; в противном же случае, со всеми обстоятельствами, на основании изданных о таковых малоприходных церквах узаконений, представлять Святейшему Синоду.
7. Ежели в церквах будут открываться починки, заключающие в себе поновление иконостаса, или переделку полов, печей, крылец, поправку штукатурки и выбеление, или выкрашение стен и кровель, и другие маловажные поправки, не требующие никакого соображения Архитектора; то оные дозволять Епархиальным Архиереям, не составляя для сего планов и прочаго, яко могущаго послужить к отягощению прихожан и излишней переписке. Наконец
8. При построении вновь или перестройке и починке церквей приходских по планам, соблюдение всех мер, мною предположенных, оставить на попечении и ответственности прихожан; со стороны же местного Духовного Начальства зависеть должно только, чтоб по устроению церкви, внутренние и наружные украшения и прочие части соответствовали постановлениям о сем, в правилах Соборных и предписаниях из Святейшего Синода изложенным.
Мнение Управляющего Министерством.
Приняв в соображение обе вышеизложенные меры, Святейшим Синодом представленные, так и мною описанные, и рассуждая, что главная и единственная цель Высочайшего по сему предмету повеления, без сомнения, состоит в том, чтобы церкви вообще в Государстве строены были по планам и фасадам согласно правилам Архитектуры, и для того рассмотрение тех планов и фасадов возложено на Министерство Внутренних дел, я нахожу, что в сем отношении обе означенные меры совокупно исполнены быть могут; и потому, не касаясь в сем случае распоряжений Святейшего Синода, кои собственно касаются до правил церковных, я полагаю ограничить мое заключение тем, что принадлежит единственно к строительному художеству.
Меры, Святейшим Синодом полагаемые, различествуют от предложенных мною только в том, что в оных:
1. Строение, переделка и починка приходских церквей по искусственной части оставляется на попечении и ответственности прихожан; а духовенство только заботиться должно о том, чтобы все части строения соответствовали Соборным и Синодальным правилам.
2. Требуется, чтобы составлены были еще планы и фасады церквей, сообразно древним оных видам в России; и
3. Дозволяется в Сибири Епархиальным Архиереям разрешать строение каменных и деревянных церквей без представления планов.
В рассуждении первого обстоятельства я считаю, что когда планы и фасады строению или переделке предварительно рассмотрены и одобрены Епархиальными Архиереями, или и Святейшим Синодом, а потом утверждены или исправлены в Министерстве Внутренних дел, разумеется в том только, что до искусственной части касается; то, согласно прежде изложенному мнению моему, вся важность состоять должна в том, чтобы строители ни малейше ни в чем не отступали от планов и фасадов; но сего не можно возложить на одних прихожан; и потому Г.г. Губернаторы, посредством Архитекторов, или других знающих людей имеют обязанность за тем наблюдать и свидетельствовать, как в означенном моем мнении в 7 статье сказано; а за сим уже местному Духовному Начальству нет нужды что либо в строении против планов и фасадов убавлять, прибавлять или переменять.
Что касается до второго, то есть, чтобы еще составить несколько планов и фасадов по видам древних церквей в России; то я уже сделал распоряжение, чтобы члены Строительного Комитета занялись сим предметом, и коль скоро, таковые планы и фасады будут изготовлены, я не оставлю представить о том Комитету Гг. Министров.
Относительно положения Святейшего Синода о строении церквей в Сибири, хотя действительно представление планов и фасадов, за отдаленностию мест, может произвесть немалое замедление; однако, по мнению моему, медленности избежать в сем случае удобно тем, если, вместо представления Министерству Внутренних дел, таковые планы и фасады будут от Епархиальных Архиереев препровождены к Гражданским Губернаторам для рассмотрения Губернских Архитекторов, по одобрению коих, и с согласия самих Губернаторов, производить строение каменное или деревянное».
Не расстраивайтесь, граждане. Сорока на хвосте принесла, что собор восстанавливаться будет. Причем исключительно по просьбе жителей и в целях восстановления исторической справедливости. Обожаю эту формулировку. Что она означает, толком никому не известно, как и то, каким образом эту справедливость восстанавливать. Но сбор средств, якобы, уже, как минимум, запланирован. Короче, намечается нехилый распил бабла... прости меня, Господи, раба твоего грешного - богохульствую несусветно. А что делать. Ибо сир, наг, бос и скудоумен по рассуждению своему. Однако же, согласно именно скудоумному рассуждению, в нашем славном уездном городе в самое ближайшее время могут произойти очень интересные события, которые следовало бы отнести к стандартным решениям в подобных ситуациях.
Нумер первый. Перенос памятника Куйбышеву. Вопрос только в том, куда. Вариантов не слишком много, ибо количество мест, пригодных для этого, избыточным не назовешь. Например, на въезде в город со стороны Барабинска. Но тут возможны инсинуации. Если В.В.Куйбышев будет повернут лицом к городу, как бы устремляясь в него, может возникнуть вопрос, что это за ветер такой дует ему в лицо из города, развевая полы одежд и не давая войти спокойным шагом. А если спиной - почему он
уё покидает город с такой бешеной скоростью, аж шинель за спиной развевается. У спорткомплекса тоже не получится, там намечается очередной скверик, по которому молодежь будет разъезжать на скейтах. Скорее всего, вокруг фонтана. Не знаю, может, и в стороне от фонтана. Или даже фонтан для этой цели снесут, потому что денежка на это дело якобы уже выделена, очень даже немаленькая, и ее надо срочно освоить. Лично я бы пару кругов на том же скейте на стадионе нарезал, чтобы ноги сразу отвалились, и за комп, в Коунтер страйк рубиться. Или в танки
И с цирком напряги будут - они опять приедут через год, а место в центре города занято. Типа летом тут у нас сквер для скейтбордистов.
На центральной площади, которая напротив администрации, никак невозможно. Не приспособлена она для этого, и все тут. У ДК им. Куйбышева подходящая площадочка имеется, но место уже занято памятником сами знаете кому. И автостоянка вокруг
так что - или у дома-музея Куйбышева... или в запасниках опять же этого самого музея. Я так думаю
Продолжение следует
Петрович
22.6.2021, 17:58
Колокола Спасского собора освятил митрополит
В субботу 5 июня состоялась церемония освящения колоколов строящегося Спасского собора. Обряд освящения провел митрополит Новосибирский и Бердский Никодим в ходе своего первого визита в Куйбышев.
Напомним, освящение закладки основания Спасского собора прошло в августе прошлого года, и вот уже менее чем через год были полностью возведены стены храма и колокольня. В настоящее время идут работы по устройству кровли восстановленного храма.
Набор из 11 колоколов был отлит на воронежском заводе, вес главного из них — благовестника Спасский — составляет 3000 килограммов, его высота 1705 мм, диаметр 1620 мм. По утверждению митрополита, это будет одна из самых крупных звонниц в Новосибирской области.
Четыре колокола именные, три из них носят имена приделов исторического храма — Спасский, Покровский, Никольский. Ещё один — Владимирский, в честь крестителя Руси и небесного покровителя инициатора строительства Владимира Лаптева. Именно благодаря его усилиям в Куйбышеве начали возрождать Спасский собор.
— Мы все этого очень ждали. С помощью божьей и неравнодушных людей мы строим этот храм. Для меня очень важно сохранить историю моей малой родины. Сегодня вот колокола освящаем. Как рассказывали наши старожилы, звон колокольни Спасского собора был слышен на расстоянии больше десяти километров. Звон этих колоколов — я уверен, он будет так им же красивым — мы услышим уже очень скоро, — уверенно заявил Владимир Лаптев, особо отметив, что заслуга в этом благом деле принадлежит всем, кто оказал в строительстве храма любую посильную помощь.
За чином освящения митрополиту помогало духовенство Каинской и Новосибирской епархий. В завершение митрополит Никодим обратился ко всем собравшимся со словами поздравления со значимым событием, а также выразил признательность всем, кто принимал участие в благом деле:
— Это важное событие для каждого жителя Куйбышева и для всей Новосибирской области. Ведь храм — это то место, куда можно прийти в горести и печали, место, где тебя всегда поймут и помогут...
Помимо организатора и инициатора строительства Спасского собора на его историческом месте, депутата Законодательного собрания Новосибирской области Владимира Лаптева, на освящении присутствовали главы города и района, почетные гости и благотворители строительства, а также немалое количество горожан.
После освящения митрополит Никодим в сопровождении почетных гостей осмотрел строящийся храм и дал высокую оценку проделанной работе. А прихожане отметили невероятную красоту колоколов, многие даже пожелали сделать памятное фото на их фоне.
— Радостно, что привезли, наконец, колокола, очень ждем, когда храм достроят, будем с удовольствием сюда ходить. Спасибо тем, кто находит возможность и строит этот храм, а особенно нашему земляку, Владимиру Васильевичу Лаптеву, который никогда не забывает о своей малой родине. Такой подарок всем нам, — поделилась впечатлениями жительница города Ксения Михайлина.
Дмитрий БЕКАРЕВ
"Трудовая жизнь" №23 (14403) от 8 июня 2021 г.
Привезли купола для Спасского собора
Купола и кресты, выполненные по специальному заказу для Спасского собора, доставили в минувшие выходные из Барнаула.
Пока они размещены на территории строящегося храма.
Установка и освящение куполов, а также подъем колоколов состоятся уже в ближайшие недели.
Как сообщил депутат Заксобрания Владимир Лаптев, этому знаменательному событию будет предшествовать серьезная подготовка. В ближайшее время, по словам депутата, также доставят и установят оконные блоки.
В настоящее время строители приступили к наружным отделочным работам: стены храма начали штукатурить. Если нижнюю часть будут напылять с помошью специальной машины, то вот на верхних ярусах строителям предстоит кропотливая ручная работа. В окончательном виде собор полностью должен повторить облик своего исторического предшественника: золоченые кресты и купола устремятся в небо над белоснежными стенами Спасского собора.
Территорию храма обнимет красивый кирпичный забор (так в тексте, это не ошибка сканирования!) с коваными элементами, его строительство практически завершено, сегодня приступили к возведению центральной входной арки. На прилегающей территории будет выполнено благоустройство и предусмотрены парковочные места.
— С божьей помощью планируем завершить все наружные работы уже к осени, с тем чтобы немедленно приступить к внутренней отделке храма, — рассказал Владимир Васильевич. — Обещанные сроки мы выдерживаем четко, и к трехсотлетнему юбилею нашего города в возрожденном Спасском соборе пройдет первая торжественная служба.
Сегодня прямо на глазах у всех горожан творится история, уверен наш земляк. Пройдут годы, и возрожденный Спасский собор вновь станет духовным центром и архитектурной жемчужиной нашей малой родины и вернет Каинску-Куйбышеву былую славу среди городов Западной Сибири.
— Я считаю, что именно здесь, вот в этих стенах с новой силой забьется сердце нашего старого Каинска - купеческого, трудового, студенческого, хранящего традиции веков и вечно молодого, — подчеркнул Владимир Лаптев. — История уже убедила нас, что в безбожии нет ни силы, ни правды. Сегодня мы исправляем старую ошибку, и я верю, что это благое дело позволит вдохнуть новую жизнь в наш любимый город...
Дмитрий БЕКАРЕВ
"Трудовая жизнь" №27 (14407) от 6 июля 2021 г.
Досадно осознавать, что наши потомки так никогда и не увидят Спасский собор, восстановленный на прежнем месте в первозданном виде. Как известно, история развивается по спирали. Остается лишь надеяться, что на очередном историческом витке новодельный храм не постигнет судьба старого, а для постройки военных госпиталей, если таковые вдруг потребуются, в городе и районе найдутся другие сооружения, пригодные для разбора на кирпичи...