Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Московско-Сибирский тракт
Город Куйбышев > Куйбышевский форум > Каинск исторический
slawian
МОСКОВСКО-СИБИРСКИЙ ТРАКТ

Сибирский тракт был самом длинной в мире сухопутной дорогой, но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины Российского государства с центром. По тракту шел весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно. Кроме торговых перевозок проезжали люди разного чина и звания, от этапа к этапу пешком передвигались партии ссыльных.
Сибирский тракт возник не сразу. До Ермака никаких наезженных путей в Сибирь не существовало. Сношения новгородцев с Сибирью, их походы в Юргy и за "самоядь" пролегали, в основном, по воде и разным волокам. С конца ХVI века от Москвы в Сибирь путь пролег несколько южнее - через Вологду,Великий Устюг на Соликамск и Чердынь. От Соликамска двигались вверх по притокам Камы до реки Тавды, оттуда спускались к Тобольску. Доpoгa эта была "слишком длинна и окольна". В конце ХVI века были предприняты попытки нового, более короткого пути, для чего в Сибирь направлялись специальные люди - "сыщики"..Более удобный путь был открыт в 1597 г. Лучшее направление предложил промышленный человек Артемий Бабинов . Бабиновский путь шел от Соликамска через Верхотурье и Тюмень, далее до Тобольска - летом по рекам Туре и Тоболу, зимой через Ирбит и Туринск и по льду названных рек. Этот путь был корочe на 2 тыс. верст. B I598 г. после постройки Верхотурского острога эта дорога была объявлена правительственным трактом.
Места, через которые прокладывались первые сухопутные пути, вероятно, менялись и зависели от времени года и погоды. Со временем проложенные пути становились постоянными проселочными дорогами.
Точную дату начала строительства Сибирского тракта назвать невозможно, поскольку отдельные его участки возводились и осваивались в разное время. Создание тракта, несомненно, связано с развитием в Российской империи почтовой связи. В первой половине ХVIII в. правительством был издан ряд указов об организации почт в Европейской части (1720) и в Сибири (1724, 1731). Однако, на основании данных указов почтовое сообщение в России не было организовано. В 1733 г. Сенат издает новый указ об организации перевозки почты между Москвой и Тобольском 2 раза в месяц, от Тобольска до Ени сейска и Иркутска - I раз в месяц, а оттуда до Охотска и Камчатки - I раз в два месяца.
Выполнение этого указа было возложено на руководителя Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Направляясь в экспедицию, он имел дополнительное поручение по налаживанию почтового тракта в Сибири - он обязан был по мере движения на Восток назначать станы, от которого и до которого места возить зимою и летом почту. Помощниками Беринга в этом деле были геодезисты Плаутин и Баскаков. По их распоряжению были заложены и поставлены верстовые столбы.
К 1735 году первый правительственный тракт, пролегавший от Верхотурья, был выпрямлен и значительно укорочен. Теперь по Европейской части России он стая проходить через Владимир ( раньше - через Вологду, затем Казань, Пермь,Кунгур,Екатеренбург, далее Тюмень (Верхотурье оставалось в стороне),Тобольск, Тару, Каинск, Томск,Красноярск,Нижнеудинск,Иркутск,Верхнеуденск,Якутск,Охотск,Верхнекамчатск,П
етропавловский порт. Общая протяженность тракта от Москвы составляла 12687 с четвертью верст.

Полная версия здесь:
http://shia63.narod.ru/bolshayamoskovskaya1.html
Петрович
Между Тарой и Томском почтовый тракт проходил водным путем, по Иртышу и Оби, примерно до середины 18 века. Территорию центральных районов нынешней НСО занимало изрядно разлившееся по тем временам озеро Чаны, местами переходящее в почти сплошные болота...
slawian
Современные фотографии Московско-Сибирского тракта

http://fotoalbom.su/show_report.php?id=827...&pc=1#fotos
ольга1950
Slawian, Петрович ! Выражаю вам свою благодарность за интересный материал и ссылки. Ольга
slawian
Да в общем- то не за что, Вам спасибо за внимание и интерес к теме! smile.gif
Фома
Интересующимся историей Московского тракта рекомендую монографию О.Н. Катионова:
Катионов. О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII-XIX вв. Монография. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Изд. НГПУ. 2008. - 372 с.
Автором проведено комплексное изучение истории Московско-Сибирского тракта как основной транспортной коммуникации Сибири с начала его создания и до строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Впервые в динамике системно рассматриваются вопросы хронологии возникновения тракта и происхождение его наименования, заселение, устройство, промысловая эксплуатация и государственная почтовая гоньба, устройство этапов и этапирование ссыльных. Проведен анализ влияние пути на социально-экономические процессы в притрактовой полосе, определены его значение в продвижении торгово-промышленного российского и сибирского капитала на восток, роль в освоении Сибири и развитии русско-китайской торговли. Дана оценка роли картографирования в отображении процесса развития Московско-Сибирского тракта.
Особое внимание уделено влиянию тракта на социокультурные аспекты, образ жизни притрактового населения, на особенности его материальной культуры, трудовые традиции. Значительная часть привлеченных источников впервые вводится в исследовательский оборот. Новизна источниковой базы определяется широким привлечением картографического материала в качестве самостоятельного источника изучения региональной транспортной системы. Создана иллюстративная база, включающая карты тракта, планы дорожных сооружений (мостов, перевозов, фашинных покрытий, этапных строений, почтовых станций), рисунки современников и фотодокументы с изображением элементов трактовой жизни (рисунки обозов, средств транспорта: саней, возков-розвальней, караванов, ссыльных, пейзажные зарисовки, портреты купцов-доставщиков).
slawian
Где эту книгу можно найти ?
Хрюн Моржов

Поинтересуйтесь наличием в библиотеле нашего перинститута.
Фома
Цитата(slawian @ 3.4.2012, 18:15) *
Где эту книгу можно найти ?

Петровичу в ноги упасть. у него, по слухам, была электронная версия этой монографии.
Петрович
Старый архив недоступен sad.gif не поможет...
Михалыч
может воспользоваться поисковыми системами?
http://www.dissercat.com/content/moskovsko...siya-sibiri-30-
Фома
Цитата(Михалыч @ 4.4.2012, 7:04) *
может воспользоваться поисковыми системами?
http://www.dissercat.com/content/moskovsko...siya-sibiri-30-

Диссертация, разумеется, содержит основные итоги исследований, но в монографии сопутствующий материал богатый.
Нашел эл.версию у себя. кому нужна копия, в личку.
slawian
Карта Московско-Сибирского тракта

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ольга1950
http://forum.atvclub.ru/index.php много фото о Московско-Сибирском тракте, музее. Люди путешествуют несмотря на трудности пути.
slawian
Приветствую Ольга!!! Интересный отчет о поездке по тракту, читал я его пару месяцев назад smile.gif В этом году году хочу сам проехать по нему от Колывани до Куйбышева.
slawian
'Фома'
Диссертация, разумеется, содержит основные итоги исследований, но в монографии сопутствующий материал богатый.
Нашел эл.версию у себя. кому нужна копия, в личку.


Уважаемый коллега Фома! Написал я тебе в личку 3 назад, ответа пока не получил unsure.gif
Фома
Цитата(slawian @ 6.4.2012, 11:22) *
'Фома'
Диссертация, разумеется, содержит основные итоги исследований, но в монографии сопутствующий материал богатый.
Нашел эл.версию у себя. кому нужна копия, в личку.


Уважаемый коллега Фома! Написал я тебе в личку 3 назад, ответа пока не получил unsure.gif

Коллега! Ваш ip адрес у меня почему-то заблокирован. Пишите по e-mail: vladan233@rambler.ru
slawian
Написал! Интересно, когда это я успел в черный список попасть blink.gif
Фома
Цитата(slawian @ 6.4.2012, 16:38) *
Написал! Интересно, когда это я успел в черный список попасть blink.gif

М. б сбой какой? huh.gif
Ссылку на скачивание отправил.
ольга1950
Уважаемый Фома, а можете мне сбросить ссылку на orlova_olga1950@mail.ru
slawian
Процесс устройства деревень, станций и заселения Московско-Сибирского тракта от Тюмени до Иркутска проходил непрерывно в течение ста лет, начиная с 1731 г., и завершился в основном к 1833 г. Критериями периодизации становления и развития Московско-Сибирского тракта являются нормативно-правовое регулирование процессов устройства дороги и ее заселения, статус населенных пунктов, уровень развития инфраструктуры и др.
I период (1598-1731 гг.) - время существования старого отрезка тракта от Москвы до Тобольска. Это направление от Верхотурья через Тюмень к Тобольску, заселенное в XVII в. и обслуживаемое ямщиками, которые в радиальном направлении от Тобольска проникали и далее в Сибирь до Тары и Томска. Здесь по тракту проживали в основном из податных крестьяне и ямщики. Были созданы укрепленные места в направлении на восток - форпосты и крепости: Омская, Каинский, Каргатский и Убинский пассы-форпосты. На востоке - Канский, Удинский, Вельский, Балаганский остроги. Практически на всем протяжении будущего тракта были изучены и намечены пути еще в первые два десятилетия XVIII в. В 1721 г. сын боярский И. Кахтауров «с товарыщи из Красноярска до Иркуцка ездили и версты мерили»100. Не хватало только населения для ведения сухопутной перевозки на этих маршрутах.
II период (с 1731 по 1760-1763 гг.) в истории тракта наступает с указа об устройстве регулярной почты от Тобольска до Камчатки и границ Китая. В это время определяются основные направления тракта, его маршруты, начинается устройство почтовых станов и зимовий. Заселение и устройство происходит за счет местного сибирского населения (крестьян, разночинцев, служилого люда), дежурившего по несколько месяцев на станах и зимовьях. Этот период условно можно назвать по составу населения на тракте деревенско-станочно-заимочным. До 1760 г. тракт был почтовой нитью, слабо заселенной на большей его части. Верхняя грань этого периода имеет две даты: первая связана с указами о ссылке в Сибирь в счет рекрутов помещичьих крестьян, а вторая - с указом о перемещении тракта с маршрута Верхотурье - Тюмень на маршрут Екатеринбург - Тюмень, в район, уже заселенный крестьянами, и государственно-пашенными, и заводскими. Тем более, что в 1754 г. власти учреждают на этом маршруте от Екатеринбурга к Тюмени казенную почту. Хотя почтовое сообщение через Верхотурье с Тюменью и Тобольском продолжает сохраняться.
III период (с 1760 по 1800 гг.) связан с массовым заселением тракта и притрактовых территорий принудительными методами за счет высылаемых в Сибирь из Европейской России посельщиков.
В это время, особенно в 80-е годы, большинство станов и зимовий приобретает статус деревень и сел.
В Западной Сибири этот процесс завершается в большей степени к началу 80-х годов XVIII в., а в
Восточной несколько затянулся, и задачи заселения и устройства пришлось решать не только в 1800 г., но и позднее, вплоть до 1833 г. Но в целом к 1800 г. по тракту было налажено регулярное движение силами трактового населения. По составу трактового населения этот период можно назвать станочно-деревенско-сельским. При этом не забываем связующую роль городов, проявлявшуюся с момента их появления. В 1763 г. закрывается таможня в Верхотурье, и купеческие и иные товары могли свободно перемещаться по маршруту Екатеринбург - Тюмень - мимо Омска и далее на Томск по «дороге торгующих людей». Фактически с 70-х годов XVIII в. тракт стал использоваться как гужевой путь купеческим капиталом, которому выгоднее было использовать его в отличие от тяжелых речных путей с волоками на водоразделах для более быстрой доставки особо ценных грузов.
Это отметили еще современники. Так, А. Н. Радищев заметил, что во время перерыва кяхтинской торговли (1785-1792 гг.) «печалились бедные Барабинские поселяне», так как «без торга с китайцами уменьшился проезд обозов и купечества. Обозы выгодны бывали тем, что имели издержки на овес, сено и пищу извозчикам»101. Именно в этот период транспортно-гужевое движение начинает переключаться на тракт. До этого перевозка грузов, идущих из Кяхты на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки и в Москву, совершалась долгое время по водным путям. Это требовало рабочих по судостроительству, персонала для обслуживания судов - лоцманов, матросов, грузчиков и т. д. В тех местах, где шел волок, нужен был гужевой транспорт. Весь путь от Кяхты до Москвы был тяжел и долог.
Товары, выменянные в Кяхте, обыкновенно отвозились на телегах до Петропавловской крепости по Селенге. Далее по этой реке их отправляли на плоскодонных судах до Посольского монастыря на Байкале, отсюда Байкалом в Ангару и по ней в Иркутск. Зимой товары перевозили на санях в Иркутск по дороге, идущей вдоль Ангары. Здесь задерживались до весны, а затем спускали плоскодонными судами-дощаниками по Ангаре, впадающей в Енисей. По прибытии в г. Енисейск товары выгружались и на телегах или санях отправлялись до Маковской пристани, находящейся на р. Кеть, впадающей в Обь. Здесь товары опять загружались на суда, которые шли по Кети и Оби до Иртыша, потом вверх по Иртышу до Тобольска. Иногда из Енисейска товары отправлялись сухим путем в Томск и оттуда спускались по Томи и Оби и вверх по Иртышу до Тобольска. Из Тобольска товары шли по рекам Тоболу, Туре, до Туринска, а оттуда - на Ирбитскую ярмарку, продолжавшуюся с половины февраля до половины марта. В Макарьев и Москву товары везли из Ирбита сухим путем до места, где р. Чусовая была удобна для сплава. Проплыв по Чусовой, товарные грузы перевозились около 50 верст сухим путем до Уткинской пристани на той же реке. Затем спускались в Каму, Камой в Волгу и прибывали в Макарьево. Оттуда доставлялись в Москву102.
IV период (1800-1833 гг.) связан с окончательным устройством станций и заселением наиболее сложных участков тракта. В этот период с 1825 г. в Западной Сибири тракт смещается южнее, минуя г. Тару, к Омску, на фактически заселенные территории еще в 80-е годы XVIII в. В Восточной Сибири происходит дозаселение трактовых пунктов в Нижнеудинском и Ачинском округах и проводится работа по проведению и обустройству Кругобайкальских трактов. Здесь особо ярко проявилась роль иркутского гражданского губернатора Н. Трескина, палочной дисциплиной устраивавшего трактовые поселения и проложившего-таки Кругобайкальский тракт.
V период (условно 1833-1905 гг.) связан с естественным воспроизводством трактового населения и интенсивной эксплуатацией тракта этим же населением. Нижняя грань условна потому, что естественное воспроизводство трактового населения начинается на разных его участках в соответствующее окончательному заселению время: по Западной Сибири - 40-80-е годы XVIII в., в Восточной - 80-90-е годы XVIII - первые десятилетия XIX вв. В это же время в районе некоторых участков тракта наблюдается привлечение других видов транспорта, которые берут на себя сезонный объем перевозимых грузов. Это развитие пароходства в Западной Сибири с 40-х годов XIX в.
Транспортная гужевая магистраль стала утрачивать свою роль только после ввода в активную эксплуатацию Транссибирской железнодорожной магистрали, проложенной от Уфы, Челябинска на Курган, Ишим, Омск и далее в Сибирь. Железная же дорога, пришедшая в Тюмень из Перми в 1885 г., только стимулировала гужевые перевозки по тракту.

Катионов. О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII-XIX вв. Монография. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Изд. НГПУ. 2008. - 372 с.
slawian
Почтовый тракт вплоть до первой четверти XIX в. непрерывно переустраивался, в 80-е годы XVIII в. он уже сложился и действовал как торговый. В это время уже были известны и проложены пути от Тюмени до Ялуторовска, Ишима, Омска и Каинска. От Тары до Ишима и Омска и по другим направлениям по ним, по описанию почтовых дорог империи, «почтовых отправлений не было». Однако в описании 1788 г. говорится об «особенной дороге торгующих людей», которая шла от Тюмени до Ялуторовска, Ишима, от него до слободы Тюкалинской, а от нее «по повороту купецкой дороги до станца села Крупянского», затем в зимовье Тарбулесское, Богданово, Нижнеомскую, с. Еланское, д. Усть-Тарку, д. Хохлово, с. Вознесенское, д. Турумову, с. Антошкино, с. Булатово и г. Каинск. В то время по почтовой дороге от Тюмени до Каинска через Тобольск и Тару выходило 1157 верст, а по дороге «торгующих людей» - 791 верста, т. е. путь этот был короче почтового на 366 верст, и им широко пользовались купцы и проезжающие. В 1839 г. эта дорога с небольшими изменениями и была признана почтовым трактом66.
Не надо забывать, что почтовый тракт от Тюмени до Тобольска никогда не упразднялся.
Наиболее трудным делом было устройство тракта по Барабинской степи, где до 60-х годов XVIII в. существовала опасность со стороны кочевников, потому что Бараба была очень слабо заселена русскими. Постепенное продвижение русских в Барабинскую степь началось одновременно с двух сторон - из Тарского и Томского уездов. В июне 1713 г. на левом берегу Оби по р. Чаусу был построен Чаусский острог67. В 1716 г. около устья р. Оми была заложена Омская крепость68. В 1722 г. вдоль наметившейся через Барабу дороги были построены Убинский, Каинский и Усть-Тартасский форпосты69.
Дорога через Барабу не представляла собой сколько-нибудь устроенного тракта. Во многих местах она была топкая и кочковатая. Из-за ее плохого состояния и отсутствия станций с ямщиками проезд по Барабинской степи был трудным и долгим. Основной причиной медленного устройства тракта была малочисленность населения: некому было исполнять подводную повинность.
Правительство проводит определенные мероприятия с целью организации постоянного движения по тракту. Обслуживание проезжей дороги через Барабу Сибирская губернская канцелярия возложила на крестьян Чаусского острога, Тарского уезда и Ишимского дистрикта. В 1747 г. в помощь чаусским крестьянам были назначены крестьяне Сосновского, Верхотомского острогов и с. Спасского, которые должны были обслуживать третью часть указанной дороги. В результате переселений в 50-е годы XVIII в. в Барабинской степи появилось 53 деревни. Все населенные пункты располагались в полосе, где строился главный Сибирский тракт70. До того, как тракт сместился к Омску, на р. Оми уже были поселены крестьяне, особенно активно заселялась эта территория в 60-70-е годы XVIII в. Всего в 1771 г. в деревнях по Барабинской дороге Н. А. Миненко насчитала 4438 человек, из них 2455 мужчин, 1349 женщин и 634 ребенка71.
В итоге заселения лесостепных пространств Западной Сибири в 60-80-е годы XVIII в. правительство сумело наладить постоянное движение по Московскому тракту через Барабу. Согласно Н. М. Ядринцеву, «окончательное создание тракта на Барабе, на протяжении 600 верст, выпало на долю тобольского губернатора Д. И. Чичерина, который в четыре года населил степь помещичьими крестьянами, сосланными "в зачет рекрут"». В 1773 г. по тракту через Барабинскую степь от Чаусского острога до г. Тары П. С. Паллас проехал 600-верстный путь за четверо суток. В деревнях, расположенных по тракту друг от друга на расстоянии 20-30 верст, без задержки меняли лошадей73. Все население прихода Крохалевской Введенской церкви, куда входили деревни, «новозаведенные» по тракту, где жили недавние переведенцы: Крутые Лога, Иткульская, Чулымская, Ярковская, Каятская, Каргатская Дуброва, Сахтинская, Овчинникова в 1777 г. составляло 1999 чел. обоего пола. Показательно, что еще в 1773 г. в Крохалевском приходе проживало только 973 чел. Более 1000 человек поселились здесь в период между 1773 и 1777 гг. Это были в прошлом помещичьи крестьяне, сосланные в Сибирь из Европейской России. Их селили на месте раскиданных по тракту зимовий74. Таким образом, из зимовий трактовые пункты на этом отрезке дороги к 1777 г. становятся деревнями. От Чаусского острога тракт проходил к Томску через 11 населенных мест.

Катионов. О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII-XIX вв. Монография. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Изд. НГПУ. 2008. - 372 с.
artem.panafidin
Цитата(slawian @ 9.4.2012, 18:09) *



Карта Каинский уезд, вторая половина 19 века, железной дороги ещё нет.На карте хорошо видно, через какие населённые пункты проходил Сибирский тракт.
Михалыч
biggrin.gif удивительно! если посмотреть на современную карту, то окажется, что Сибирский тракт до сих пор проходит по этому же месту, мимо этих же н.п.

Карта Каинского округа Томской губерни
масштаб
в английском дюйме 20 верст

"Карту чертил Чертежник Томской Губернской Чертежной И. Зайцев"
Петрович
Эта карта известная. Не спорю, начерчена красиво, но неверно, с ошибками. Сартакова поменялась местами с Ново-Басалаевой, Помельцева вообще неизвестно где; про Чумаково и Ушково умолчу... biggrin.gif
artem.panafidin
Цитата(Петрович @ 7.3.2013, 7:07) *
Эта карта известная. Не спорю, начерчена красиво, но неверно, с ошибками. Сартакова поменялась местами с Ново-Басалаевой, Помельцева вообще неизвестно где; про Чумаково и Ушково умолчу... biggrin.gif


Практически любая карта за 19 век начерчена с ошибками. но для одних ,в карте заложена определённая информация, для других ,это возможность указать на неточности в карте.
slawian
Спасибо Артём за карту, оживил тему smile.gif
Петрович
Цитата(artem.panafidin @ 7.3.2013, 9:46) *
Практически любая карта за 19 век начерчена с ошибками. но для одних ,в карте заложена определённая информация, для других ,это возможность указать на неточности в карте.

Этот камушек не в ваш огород, коллега smile.gif К сожалению, каких-нибудь 100 лет назад неточная карта могла стать вопросом жизни и смерти.

Из мемуаров генерал-майора Генерального штаба П.П.Петрова:

"…Пространство от Иртыша до р. Обь - обширная равнина с перелесками, лесами, богатыми, большими селами сибирских старожилов и бедными - новоселов. Зима прочно сковала поверхность земли. Снег до р. Оби был неглубокий - можно было двигаться по степи без дорог. Впрягли всех лошадей в сани, розвальни. Переходы или, вернее, переезды в 20-25 верст были пустяком.

На наших десятиверстных картах почти нет деревень там, где на самом деле раскинулись громадные села. На каждом ночлеге мы восполняли карты расспросами, а иногда посылали офицеров вперед по движению для рекогносцировок..."

В кн.: П. П. Петров, Генерального Штаба Ген.–Майор
РОКОВЫЕ ГОДЫ. 1914-1920. Калифорния, 1965
artem.panafidin
Карта Томской губернии 1825г.На карте показано, через какие населённые пункты проходил Сибирский тракт и растояния между ними.
slawian
Очередной + Артёму за карту и пополнение темы smile.gif
ольга1950
Цитата(artem.panafidin @ 21.3.2013, 10:53) *
Карта Томской губернии 1825г.На карте показано, через какие населённые пункты проходил Сибирский тракт и растояния между ними.



Доброе время суток! Артем, а у меня ваша ссылка не работает. Проверить можете?
artem.panafidin
Цитата(ольга1950 @ 23.3.2013, 4:13) *
Доброе время суток! Артем, а у меня ваша ссылка не работает. Проверить можете?

Проверил. всё работает.
Sdoc
Доброго всем времени суток.Совершенно случайно наткнулся на эту тему.С недавних пор иннетесуюсь историей правда чисто на любительском уровне.Сразу скажу что тема очень интересная,надеюсь она наберет достойные обороты и покажет многим чуть другой, на мой взгляд интересный взгляд на историю нашего региона.В целях развить тему у меня возник вопрос.Тракт так сказать развивался,заселялялся,был отлажен должный проезд по почтовым станцам,купцы передвигались и т.д. Существовали ли разбойники на тракте?были ли грабежи и набеги на селения?Поправьте меня если я ошибаюсь,но до прихода казаков и возникновения форпостов на р.Омь и на кое каких озерах уже существовали поселенцы,а послеленцы эти Татары,причем на тот период они были кочевниками и могли передвигаться с места на место чуть ли не каждый год.Слышал что они жили тут задолго до возникновения форпостов и тракта, а археологи даже находили какое то селение которое якобы намного старше 17-18 веков.Обьясню почему возник вопрос именно о разбойниках и татарах.Работая в недавнее время в такси разговорился с пассажиром ехавшим до деревни Кундусла,он мне поведал, что его бабушка очень любит рассказывать о том как было раньше, что просходило и все такое подобное.,в частности рассказала что название деревни "Кундусла" произошла в свое время от разбойника по имени "Кундус",который грабил на Московском тракте в том районе потом это забылось и все такое подобное.Ну "кундус" как бы ладно,может это просто бабушкина фантазия и особого значения по суте не имеет.Вопрос по сути в другом,если татарские селения уже существовали, как обстояло дело между ними и заселяющимися народами,враждовали ли они?были ли грабежи какие то стычки и подобное.В куйбышевском да и не только районах много озер рек грив и всего остального несут названия именно татарские, то же озеро "Карачинское" по одной и версий от имени "Карач",которого там убили,хотя правда по другой эта "черная грязь". Тракт был Российского значения и постепенно развившись о нем думаю уже мало кто не мог знать и не понимать что по нему идут и товар и деньги и ценности.Как все таки выглядело это на самом деле,были ли какие то грабежи,опасность думаю существовала огромная, передвигаться по нему в то надо полагать неспокойное время была не просто прогулка по "красивым местам".Сразу благодарю за ответы,если конечно они будут.И не судите строго за вышенаписанное,это чисто мои домыслы и мысли вслух,ничем не подтвержденые факты,книг и документов не читал,просто вопрос.спасибо.
Михалыч
да, вроде говорили так в 19 веке в том районе - "до обеда шуба ваша, после обеда - наша" smile.gif

Кондусла, тюрк. «кондус» – бобёр. Левый приток Оми, село.
Петрович
Цитата(Sdoc @ 24.3.2013, 11:09) *
Доброго всем времени суток.Совершенно случайно наткнулся на эту тему.С недавних пор иннетесуюсь историей правда чисто на любительском уровне.Сразу скажу что тема очень интересная,надеюсь она наберет достойные обороты и покажет многим чуть другой, на мой взгляд интересный взгляд на историю нашего региона.В целях развить тему у меня возник вопрос.Тракт так сказать развивался,заселялялся,был отлажен должный проезд по почтовым станцам,купцы передвигались и т.д. Существовали ли разбойники на тракте?были ли грабежи и набеги на селения?


Посмотрите в легендах старого Каинска
http://www.kainsksib.ru/123/index.php?show...ost&p=13180
Фома
А.П. Чехов в путевых заметках «Из Сибири» пишет: «По всему тракту не слышно, чтоб у проезжего что-нибудь украли. Нравы здесь в этом отношении чудесные, традиции добрые. Я глубоко убежден, что если бы я обронил в возке деньги, то нашедший их вольный ямщик возвратил бы мне их, не заглянув даже в бумажник. На почтовых я ездил мало и про почтовых ямщиков могу сказать только одно: в жалобных книгах, которые я читал от скуки на станциях, мне попалась на глаза только одна жалоба на покражу: у проезжего пропал мешочек с сапогами, но и эта жалоба, что видно из резолюции почтового начальства, оставлена без последствий, так как мешочек был скоро найден и возвращен проезжему. О грабежах на дороге здесь не принято даже говорить. Не слышно про них. А встречные бродяги, которыми меня так пугали, когда я ехал сюда, здесь так же страшны для проезжего, как зайцы и утки».
Петрович
Цитата(Петрович @ 24.3.2013, 12:24) *
Посмотрите в легендах старого Каинска
http://www.kainsksib.ru/123/index.php?show...ost&p=13180

... и в описаниях Каинска и окрестностей, оставленных проезжающими...
Sdoc
Цитата(Петрович @ 25.3.2013, 22:06) *
... и в описаниях Каинска и окрестностей, оставленных проезжающими...

--------------------------------------------------------------------------------------------
Уже все прочитал,спасибо большое за собранное.
Все как бы понятно,жили не тужили.
Ответ на свой вопрос получил отчасти,не понял враждовали они с татарами или нет.
Что грабежей особо не было понял,про "Савку"тоже уже читал.
Интересен мне еще один факт,что заставляло татар кочевать?
В одном из описаний написано,что переселились на другое озеро в связи с тем что появились русские.
Значит что то не нравилось им?
Если есть что то подобное,в частности в цифромом формате про селения и татар будьте любезны направить.
и кинуть ссылку если возможно.
извиняюсь за вопросы.Надеюсь не сильно загрязняю данный форум.
А вообще к теме,когда прочитаешь про Московский тракт,описания Каинска то даже проезжая мимо
домов, лесов,начинаешь воспринимать все совсем по другому.Другой взгляд,другие мысли.
Спасибо модераторам за труды.
artem.panafidin
Московско-Сибирский тракт проходил через Каинск.Приведённая информация позволяет узнать, что ещё в 1849г через реку Омь небыло моста, а использовалась паромная переправа.
Хрюн Моржов

20 апреля 1843 года вышел Указ об организации переселения крестьян в связи с освоением Сибири.
Из истории освоения Сибири

20 апреля 1843 г. Министерств государственных имуществ издало Указ об организации переселения крестьян в связи с освоением Сибири. Он регламентировал переселение государственных крестьян из губерний европейской части России за Урал. Согласно этому указу крестьянам-переселенцам выдавали безвозвратную денежную ссуду, помогали обзавестись орудиями труда, скотом, им предоставлялась восьмилетняя льгота (освобождение) от податей и повинностей, с них даже слагали недоимки по прежнему местожительству. Кроме того, переселенцам отводили в местах поселения земельные участки по 15 десятин (единица площади равная 1,09 га) на душу, предоставлялись пособия и освобождение от рекрутской повинности на три очередных призыва. Этот указ стал переломным в освоении Сибири. До этого момента значительная часть переселенцев отправлялась за Урал в качестве наказания, это были ссыльные и каторжники. В 1845-1855 гг. возможностью переселения воспользовалось 90,6 тыс. крестьян.

Из истории освоения Сибири

Первоначальное освоение Сибири, выразилось в быстром продвижении русских землепроходцев к Тихому океану и строительстве опорных пунктов (острогов). Освоение Сибири было обусловлено двумя предпосылками: 1) казне опустошённой Смутой и войнами с внешними врагами требовались средства; 2) наличие определённых пассионарных групп населения, мобильных и способных занять, удержать и освоить огромные территории. Такой социальной группой были казаки, которые постепенно теряли «волю» и включались в систему «государевой службы», для части казачества было заманчиво уйти за «Камень» подальше от государевой руки. Активную роль в освоении Сибири сыграло черносошное и посадское население севера Русского государства (бывшей Новгородской земли), которое традиционно было связано с Приуральем.
Однако первопроходцы не смогли бы столь эффективно продвигаться и осваивать Сибирь, если за ними не стояло государство. Своими людскими и материальными ресурсами оно обеспечило быстрый рывок на восток. Создание сети острогов было ориентировано на закрепление русских позиций в регионе и сбор ясака - специального налога на туземное население, который собирали исключительно пушниной. Гарнизоны и деревни около них, пополнялись за счёт «вербовки» и служилых людей. Первыми переселенцами в Сибири стали казаки, стрельцы, пушкари, которые были направлены сюда по царскому указу.
В дальнейшем «европейское» население Сибири пополнялось за счёт ссыльных, казацкой старшины с Украины и Дона, «прибранных» в вооруженные силы посадских жителей и крестьян, и т. н. «литвы» - подданных Речи Посполитой, попавших в плен или перешедших на русскую службу (жителей Белоруссии, Украины, Литвы, Польши). В конце 17 столетия в сибирском регионе насчитывалось около 10 тыс. служилых людей, около трети из них было из «литвы». Постепенно в состав служилых людей вовлекались и местные жители, в первую очередь татары. С 1640-х гг. гарнизоны сибирских городков стали пополняться за счет естественного прироста, мужчины брали в жены аборигенок, создавались семьи. По мере стабилизации ситуации, особенно в острогах-городках, которые стали тыловыми, служилые люди, особенно казаки, стали переходить к земледельческому труду.
Необходимость снабжения гарнизонов продовольствием, фуражом и организации промысла пушного зверя заставили государство переселять в Сибирь и крестьян. Они получали от казны приличные «подъемные». К примеру, в 1590 г. переселявшимся за Урал крестьянам Усольского уезда государство выдавало по 25 руб. на семью, еще по 110 руб. добавляли земские власти.
Некоторую часть первых переселенцев составляли беглые частновладельческие крестьяне, а также участники восстаний, бунтов. Сибирские земледельцы пополнялись и за счёт маргинальных групп: бывших казаков, стрельцов, солдат пр., которые стали «бунтовщиками», «колодниками», «ворами», «изменниками», «крамольниками» и т. д. Как говорил один из воевод описывая местное население: «Все мужики охочие из разных городов, всякого воровства бегаючи» (Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до ХХ века. М., 1996.).
Ответственность государства за переселенцев доходила до их личной жизни. Когда пашенные крестьяне Кузнецкого уезда обратились к государю, как люди «одинокие и холостые», которым приходится выполнять все работы не только в поле, но и дома, «прислати гулящих женочек на ком жениться», царь сразу отреагировал. В грамоте государя Михаила Федоровича верхотурскому воеводе М. Плещееву от 1630 г. было велено на Вологде, на Тотьме, на Устюге Великом и в Соли Вычегодской набрать вольных и гулящих людей в Сибирь, и «служилым людям и пашенным крестьянам на женитьбу 150 человек женок и девок» (Резун Д. Я., Шиловский М. В. Сибирь, конец XVI - начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. Новосибирск, 2005.).
Переселение крестьян в Сибирь, не считая беглых, проходило в двух формах: 1) перевод крестьян по «указу», когда отобранных местными властями крестьян вместе с семьями «переводили» в Сибирь; 2) других направляли «по прибору», за счёт вербовки добровольцев, которые хотели переселиться в новые места. Обе формы несколько отличались в степени добровольности, но были схожи в области помощи крестьянам в организации переселения со стороны центральных, местных властей старого и нового мест жительства. Размер денежной помощи колебался от 25 до 135 рублей и более. Крестьяне освобождались от уплаты налогов на определенное «урочное» время, им помогали продовольствием, орудиями труда, скотом и т. д. В результате деятельности государства на этом направлении в конце 17 столетия было создано самостоятельное сословие сибирского крестьянства. В 1699 году численность государственных крестьян в регионе определялась в 9428 дворов, а в 1719 году - 105230 душ мужского пола. В 1699 году месте с дворовыми и крепостными людьми это составило 40,8 % от податного населения Сибири, а в 1719 году - 63,8 % от всего населения региона. Примерно таким же образом шло формирование посадского населения региона: в 1699 г. - 2521 двор (19,5 % от податного населения) и в 1719 году - 13146 душ мужского пола (13,1 % от всего населения Сибири).
Отличительной особенностью русской колонизации Сибири был тот факт, что если английские переселенцы в Америку сами оплачивали весь путь, сами закупили провиант, необходимое оружие, снаряжение и пр., то в России большинство людей, как служилых, так и просто крестьян, переселялись в Сибирь по большей части за счет государства. Переселение с самого начала было делом государственным. Да и на новом месте переселенцев не оставляли одних: местные власти по указанию Москвы выделяли переселенцам значительную денежную «подмогу», рабочий инвентарь и скот, освобождали от податей на некоторое время, давали другие льготы и послабления. Обычным делом являлся тот факт, что выделяемая помощь, ссуды оказывались безвозмездными. Более того, казна в некоторых случаях оплачивала убытки в связи с военными действиями, набегами кочевников, выкупала пленников. Ничего подобного в Америке или Австралии не наблюдалось.
Ещё одной особенностью переселения в Сибирь был тот факт, что освоение Америки Испанией и Англией было связано с относительным перенаселением этих стран, избыточностью сельского населения. В Англии шел процесс «огораживания», разрушивший традиционную английскую деревню. Крестьянам из разрушенных дворов надо было куда-то деваться. Часть крестьян, лишенных дома и традиционного занятия, отправилась в колонии. В Русском государстве, такой плотности населения, как в Западной Европе, не было, это было связано с изначальной огромностью Русской земли, по сравнению с другими государствами. Поэтому перемещение населения в 17-19 столетия было больше связано не с миграцией, вызванной перенаселённостью, нехваткой земли, а являлось мобилизацией населения для решения дела государственной важности. Это был отличительный признак Русского государства с древнейших времён – военно-государственные задачи стояли всегда на первом месте. Это был вопрос выживания. Россия «искала» свои естественные границы. На востоке это был Тихий океан.
Надо отметить, что теория «вольнонародного» заселения Сибири родилась в 19 столетии в среде либерально-революционной интеллигенции, которая, как им казалось, боролась с «удушающим гнётом» самодержавия. В советский период тезис о движущей силе народа в заселении Сибири нашёл полную поддержку (Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII в. М., 1972.). Нельзя отрицать того факта, что определенная часть людей переселилась в регион беглым образом, то есть тайком от властей, без разрешения. Но говорить о том, что «вольнонародный» фактор был определяющим не стоит. Данных об этом нет.
Понятно, что на первом этапе беглые, «вольные», «воровские» люди играли большую роль в освоении Сибири (но не главную). Они были ударной силой дружин Ермака, отряда Ерофея Хабарова, они первыми проникали в новые, неведомые земли, первыми строили остроги, начинали хозяйственно осваивать регион. «Воровские» казаки построили и отстояли Албазинский острог, вольных людей было много на звериных и рыбных промыслах в Мангазее, в Якутии. В дальнейшем, особенно со времён Петра I, который максимально «завинтил гайки» в державе, роль «вольнонародной» колонизации резко снизилась.
Большую роль в освоении Сибири сыграла промысловая (торгово-промышленная) колонизация. В районе будущих городов Березова, Сургута, Мангазеи и некоторых других «государевых» городов, ещё до их официального основания существовали временные русские торгово-промышленные поселения. Русские торговые люди не раз приходили первыми в те места, куда позднее приходили служилые люди. Они же при необходимости со служилыми людьми ходили и в военные походы. Количество промышленников отдельные годы доходило до весьма значительного количества: в Мангазейском уезде - до 930 человек (1629 год), в Енисейском - до 509 человек (1629 год), в Центральной Якутии - до 721 человек (1643 год), в Северо-западной Якутии - до 365 человек (1642 год), в Северо-восточной Якутии - до 760 человек (1645 год) и т. д. Только к концу 17 столетия их число падает, что было связано с оскудением пушных промыслов и ужесточением государственных правил пушной охоты и торговли. Большинство сибирских промышленников были выходцами из Поморья, менее значительное число было жителями центральных уездов европейской части России. Промысловая колонизация продолжала существовать и в 18-20 столетия, становясь все более и более сибирской, то есть доля уроженцев Сибири среди промысловиков постоянно росла.
Население Сибири пополнялось и за счёт военно-служилого сословия. Правительство отправляло воинские контингенты для удержания территории, строило города и ставило в них гарнизоны. Вместе со служилыми людьми шли команды вспомогательных людей – плотники, кузнецы, мельничных мастеров, священники и т. д. Но в целом численность служилых людей, особенно по сравнению с масштабами территории Сибири, была небольшой. Так в 1699 году – всего 4226 человек, без служилых татар (их обычно набирали среди местного населения). Часть этого контингента формировали из военнопленных из числа поляков, «литвы», немцев, «черкесов», шведов и др. Это не было ссылкой в нашем понимании, по примеру ссыльных польских повстанцев 19 столетия, эти люди получали чин, денежное и хлебное содержание, так же наделялись земельным участком, как и прочие служилые люди, казаки. Ссыльных в полном смысле этого слова, как в 19-20 вв., Сибирь в 17 столетии не знала. Это было вызвано острой нехваткой людских ресурсов, и некоторую роль играла скудность материальных ресурсов местных властей. Ссыльных, заключенных, которых держали в заключение, в Сибири было очень мало. Для местной сибирской администрации это дело было крайне не выгодным. Людей не хватало, а тут ещё надо содержать и кормить лишние рты.
Служилые люди в Сибири входили в иррегулярные соединения Русского государства, кадровые формирования (их также формировали по большей части из местных жителей) появились только в 18 столетии.
В 17 столетии происходит и первая смена географических районов переселения русского населения. Если в первую половину века это было Поморье, бывшие земли Великого Новгорода, то во второй половине столетия – усиливается поток населения из Поволжья, западных и южных районов Русского государства.

Особенности 18 столетия

В 18 веке резко сокращается нелегальное («вольнонародное») переселение в Сибирь. Полицейский контроль государства перекрыл практически все лазейки в Сибирь, да и легальные дороги были под жестким контролем. Да и определённая вольность местных сибирских властей была ограничена. В 17 столетии сибирские власти часто закрывали глаза на статус новоприбывших, не спешили выдавать беглых.
В 18 столетии правительство продолжало политику заселения Сибири по «указу» и «прибору». «По указу» отправляли крепостных крестьян в зачёт рекрутской повинности, заселяли почтовые станции и ямы, что приняло значительный размах после обустройства и начала работы Московского почтового тракта, начала государственного железоделательного производства на Урале, Алтае и в Забайкалье. Одновременно шло заселение региона и «по прибору». Так известны указы Сената 1734-1745 гг., которые разрешали «вольное» переселение к Кяхте людям из Московской, Казанской, Архангельской областей. Даже большинство староверов в Сибири появились по государевой воле. По данным исследователя Ф. Ф. Болонева, только в 1764-1765 гг. в регион направили 23 партии староверов по 150-250 человек, которых вывели из польской территории. Их расселили в Западном Забайкалье и к середине 19 столетия староверы составляли около 57 % всего русского населения этой территории (Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-ХХ вв.). Кроме того, в 18 веке возрос естественный прирост населения Сибири.
Важной особенностью 18 столетия (и большей части 19 века) стал значительный рост «штрафной» колонизации Сибири. Появление при Петре I сильного полицейского аппарата привело к росту числа заключённых, ссыльных, многие из них были направлены в Сибирь. Было издано несколько указов, которые сформировали волну «штрафной» колонизации: 1729 год – указ о направлении бродяг и беглых в солдаты или в Сибирь; 1753 год – смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь. В 1760 году стали принимать помещичьих, церковных, монастырских и государственных крестьян с зачетом их за рекруты. Крестьян, которых направляли в Сибирь вместо зачисления их в солдаты, на три года освобождали от налогов, а затем в правовом положении приравнивали к государственным крестьянам. К 1795 году удельный вес ссыльных в населении Сибири возрос до 4,1 %, а к 1833 году - до 10,5 %. С 1823 по 1865 г. в регион сослали 356 тыс. человек.
Автор Самсонов Александр

Источник
aul
Цитата(slawian @ 6.4.2012, 10:22) *
'Фома'
Диссертация, разумеется, содержит основные итоги исследований, но в монографии сопутствующий материал богатый.
Нашел эл.версию у себя. кому нужна копия, в личку.


Уважаемый коллега Фома! Написал я тебе в личку 3 назад, ответа пока не получил unsure.gif

Здравствуйте хотелось бы тоже почитать этот материал если не трудно скинте на erstar@yandex.ru заранее спасибо
artem.panafidin
Цитата(artem.panafidin @ 26.3.2013, 10:34) *
Московско-Сибирский тракт проходил через Каинск.Приведённая информация позволяет узнать, что ещё в 1849г через реку Омь небыло моста, а использовалась паромная переправа.


На этой неделе выбрал время и проехал на машине по старому сибирскому тракту.Посмотрел как живут люди в деревнях ,которым более 200 лет и деревни прилегающие к сибирскому тракту.Я знал ,что жизнь на селе не сахар, но чтобы так!? Кругом разруха, деревни многие заброшены и кроме одичавших кошек никого нет, дома разрушены, дорог нет.Деревня Заречноубинская у озера Убинское, в начале века насчитывала около сотни жителей, сейчас в развалинах.Деревня Осинова, бывшая Осиновые колки, в начале века проживало более трёхсот жителей, сейчас наверное и сотни не наберется, часть домов заброшена.Деревня Тихомировка , 500 метров от трассы Байкал, это поле заросшее камышом и травой по пояс и в беспорядке стоящие друг от друга дома в которых живут люди, а государство тратит большие средства чтобы возить Олимпиский огонь по стране, свозить его на северный полюс, отправить в космос и тд.Проехал по деревням Чулымского, Каргатского, Куйбышевского, Барабинского,Чановского районов.
Михалыч
ничего удивительного... мы тут живем (на земле), видим как живут в селе...
в д. Антошкино осталось 2 жителя
это Путину и иже с ним не олимпийский факел за 300 000 руб. (или 13 000?)
viktorin
Цитата(artem.panafidin @ 19.10.2013, 23:02) *
На этой неделе выбрал время и проехал на машине по старому сибирскому тракту.Посмотрел как живут люди в деревнях ,которым более 200 лет и деревни прилегающие к сибирскому тракту.Я знал ,что жизнь на селе не сахар, но чтобы так!? Кругом разруха, деревни многие заброшены и кроме одичавших кошек никого нет, дома разрушены, дорог нет.Деревня Заречноубинская у озера Убинское, в начале века насчитывала около сотни жителей, сейчас в развалинах.Деревня Осинова, бывшая Осиновые колки, в начале века проживало более трёхсот жителей, сейчас наверное и сотни не наберется, часть домов заброшена.Деревня Тихомировка , 500 метров от трассы Байкал, это поле заросшее камышом и травой по пояс и в беспорядке стоящие друг от друга дома в которых живут люди, а государство тратит большие средства чтобы возить Олимпиский огонь по стране, свозить его на северный полюс, отправить в космос и тд.Проехал по деревням Чулымского, Каргатского, Куйбышевского, Барабинского,Чановского районов.

Про государство не стоит говорить, ему всегда на народ по .... Можете отписать какие из деревень Вы проехали по бывшему Михайловскому району, которые находятся в Убинском и их состояние на нынешний день!?
artem.panafidin
Цитата(viktorin @ 20.10.2013, 13:15) *
Про государство не стоит говорить, ему всегда на народ по .... Можете отписать какие из деревень Вы проехали по бывшему Михайловскому району, которые находятся в Убинском и их состояние на нынешний день!?

Я НЕ ЗНАЮ КАКИЕ ДЕРЕВНИ ОТНОСИЛИСЬ К МИХАЙЛОВСКОМУ РАЙОНУ. Я проехал на машине Верх- Каргат, Форпост-каргат,Шибаки, Теренино,Третьяковский, Мусы,Карган,Ермолаевка, Филино,Орловское,Ачеканка, Заречноубинская,Чёрный мыс,Колмаково,Ильинка, Кульча, Красновка,Кондусла,Осиново,Помельцево,Сартаково, Морозовка.Во всех населённых пунктах есть брошенные дома, в некоторых их число доходит до 30 процентов, дороги в самих деревнях очень разбиты и проехать на машине нельзя, только на тракторах.Заречноубинская деревня была очень большая, сейчас брошена, жителей не видел, деревня Шибаки 2 жилых дома.

Цитата(artem.panafidin @ 2.11.2013, 13:42) *
Я НЕ ЗНАЮ КАКИЕ ДЕРЕВНИ ОТНОСИЛИСЬ К МИХАЙЛОВСКОМУ РАЙОНУ. Я проехал на машине Верх- Каргат, Форпост-каргат,Шибаки, Теренино,Третьяковский, Мусы,Карган,Ермолаевка, Филино,Орловское,Ачеканка, Заречноубинская,Чёрный мыс,Колмаково,Ильинка, Кульча, Красновка,Кондусла,Осиново,Помельцево,Сартаково, Морозовка.Во всех населённых пунктах есть брошенные дома, в некоторых их число доходит до 30 процентов, дороги в самих деревнях очень разбиты и проехать на машине нельзя, только на тракторах.Заречноубинская деревня была очень большая, сейчас брошена, жителей не видел, деревня Шибаки 2 жилых дома.

Был в Старом Тартасе и деревне Старогребенщиково за Куйбышевом, очень красивые места, деревни расположены на возвышенностях, в Старом Тартасе в деревне даже улица асфальтирована, правда вся в ямах как после бомбёжки.Много брошенных домов.Вообщем люди не живут а выживают!
slawian
Про большой Сибирский (Московский) тракт (к 300-летию Чаусского Острога)
На сегодняшний день имеется довольно основательно проработанная история создания Московско-Сибирского тракта. Охватить всю эту тему в одной статье просто нереально. Попытаюсь осветить лишь те вопросы о Московском тракте, которые возникли у меня, ещё когда мы пацанами «рассекали по нему на великах».


Где проходил самый старый маршрут тракта?
Самое первое подробное картографическое изображение Барабинской степи с нанесённым на ней маршрутом Сибирского почтового тракта от г.Тары на Иртыше до Чаусского Острога на Оби было выполнено военным топографом Вологодского драгунского полка прапорщиком Уксусниковым в 1756 году. Хранится эта план-карта в фондах Российского государственного военно-исторического архива. На ней автор-составитель указал местоположение 37 населенных и спроектированных к заселению притрактовых зимовий и почтовых станций с пояснением, как тогда писали, «прикосновенной ситуации».
Вооружившись соответствующей современной картой, и мы можем проследить самый старый маршрут Большого Сибирского (Московского) тракта на участке, проложенном по территории нашего родного края.

Итак, начиная с соседней волости: после зимовья Овчинникова и почтового станца Крутыя Логи (сегодня – с.Крутологово Коченёвского района) под №34 указан почтовый станец в д.Подволошная, в ней перевоз через р.Оеш. По левому берегу р.Оеш расположены деревни Подволошная, Тырышкина, Панафидина, Черемшанка. Далее следует под №35 д. Мала Малетина, за ней №36 – д. Больша Малетина. В месте впадения р.Оеш в р.Чеус – д.Аевска. По р.Чеусу на левом берегу в месте впадения в нее рч.Крохалевки изображена д.Крохалевка. На левом берегу ниже – д.Грязнуха, на правом берегу ниже – д.Черепановка и чуть ниже – мельница. На левом берегу р.Чауса под № 37 указан острог Чаусской, где находился обывательский ям. Завершается планкарта рекою Обь.
Из более поздних карт известно, что за Чаусским острогом далее по Московскому тракту следовал почтовый станец Орской Боръ, следом через 13 вёрст находился летний перевоз через реку Обь в д.Дубровное, после неё – д.Ташаринская, а за ней ещё через 20 вёрст – село Ояшинское на р.Ояш (не путать со Станционно-Ояшинским).
В д.Тырышкина тракт идет надвое: на юг уходит дорога, связавшая Барнаульский сереброплавильный завод с Московским трактом, через деревни Коткова при р.Чик (20 вёрст), Ересна при р.Малая Тула (28 вёрст) и Острог Бердской, а чуток далее она сливается с ясачной дорогой из Кузнецка.
Кто выполнял текущий ремонт дороги?

По положению Дорожного Устава Российской империи все дороги России были поделены по своему значению на 5 классов. Но в Сибири даже главный гужевой тракт – Московский, связывающий между собой Восточную Сибирь и Европейскую Россию, относился к 3-й категории, т.е. «обыкновенных почтовых сообщений из губернии в губернию».
Так как на содержание госказны были отнесены только дороги 1 класса, то все остальные дороги содержались за счёт региональных источников финансирования и несения местным населением натуральных дорожных повинностей. В результате ежегодно в течение десятилетий до четверти работоспособного населения Барабы на один – полтора месяца выделялись для поддержания дороги.
Каждую весну волостными правлениями составлялись списки "могущих душ по волости", подлежащих отбыванию дорожной повинности. Работник должен был отработать на тракте около 30 дней, в основном в июне. Но дорожную повинность отбывали лишь наиболее неимущие крестьяне, зажиточные же, подыскивали себе желающих взять их душу за известную плату.
Незаинтересованность крестьян в результатах работы, отсутствие необходимых строительных материалов, плохие свойства грунта и обилие болот привели к тому, что даже основной торговый путь к началу 20 столетия не превратился в окончательно налаженную дорогу.
Например, в Дорожном Уставе указывалось, что при устройстве мостов, плотин, гатей (шириной до 3-4 метров) в качестве строительного материала должны использоваться тёсаные брёвна. Крестьяне же часто просто засыпали дорогу навозом или соломой, что делало её в ненастную погоду практически непролазной.

Как выглядела трактовая дорога?

В Западной Сибири до конца ХIX века не было построено ни одной шоссейной искусственной дороги, грунтовые же находились в крайне неудовлетворительном состоянии.
По свидетельству современников, тракт, пересекая Барабинскую степь, представлял собой в большинстве своём собственно не дорогу, а вид пашни - чистое поле, вдоль и поперёк изрытое колёсами, и только телеграфные столбы стояли печальными свидетелями, что здесь должен пролегать Большой Сибирский тракт.
Дорога была в некоторых местах ужасна, особенно в ненастную погоду, когда грязь бывала по аршин и более, и тогда, если повозка тяжёлая (а с товарами чаще так и было), то засядет сей экипаж целиком осями и колёсами в грязь. Просто - беда.
Лишь в ХX веке трактовая дорога стала представлять собой широкую накатанную грунтовую дорогу, возвышенную в середине и с канавами по обе стороны для отвода воды. Вдоль тракта вкапывались трёхметровые верстовые столбы. Они устанавливались через каждую версту, при почтовых станциях, селениях и мостах.

Каковы скорость проезда и его стоимость?

Срок доставки грузов от Иркутска до Москвы (это 5тыс вёрст) составлял 2-3 месяца. Казённая же почта из Петербурга в Иркутск приходила в 31 день, в среднем делая по 285 верст в сутки. А вот фельдъегерям/курьерам государевым на путь от Москвы до Иркутска давалось лишь 20 суток – и не более!
В архивных источниках отмечается дешевизна Западно-Сибирских путей сообщения: перевозка товаров на лошадях обходилась от полушки (¼ медной копейки) до полуполушки с пуда и версты. Зимой же, когда люди и лошади не заняты полевыми работами, цена эта падает ещё ниже и доходит до 1/20 коп. При такой цене гужевая перевозка даже конкурировала с железнодорожной на первых порах, в особенности на небольших расстояниях. В архивах отмечается, что сибирские лошади отличались редкой выносливостью, они способны бежать в упряжке до 100 вёрст в день.
Быстрота передвижения грузовых обозов обеспечивалась тем, что на кормление лошади не требовалось особого времени. На постоялых дворах лошадей только поили и ставили на отдых, а кормили во время пути. К каждому возу была приделана кормушка с сеном, овсом и снегом - зимой, а летом корм смачивали водой. Лошади, идущие сзади, питались во время пути. До отхода обоза лошадей тщательно откармливали дней десять, в первый же день пути их не кормили, на второй остановке давали примерно 3 кг овса и глоток воды. На последующих остановках выдача овса и воды постепенно увеличивалась и, наконец, лошадь получала возможность есть и пить сколько угодно. Крестьяне считали, что без такой выдержки в обозе лошадь потеряет силы и не сможет их восстановить.
Цена пассажирских перевозок в Западной Сибири также была невысока – не более гроша (2 копейки) с лошади и версты. Да ещё за перевоз через реку в летнее время надо было доплатить по 30 копеек с лошади.
А скорость этих переездов по тем временам была довольно высока. Обычные путники проезжали маршрут от г.Тары на Иртыше до г.Колывани (600-вёрстный путь) менее чем за неделю. А вот фельдъегеря и курьеры с эстафетой преодолевали этот участок пути за 40…45 часов. При этом надо отметить, что вели себя эти подневольные «любители» быстрой езды просто по-хамски, как на дороге, так и при получении свежих лошадей на ямщицкой станции. Более того, бранью и побоями они часто принуждали ямщиков загонять почтовых лошадей до смерти.

Современник так описал поездку на тарантасе в Западной Сибири: «Колокольцы звякнули, зашлись в вой, и мы понеслись! В России любят ездить шибко; в Сибири любят ездить сломя голову; ко всему тому малорослые сибирские лошади, круглые, сытые и проворные, далеко превосходят разбитых кляч на русских почтовых станциях.»
Путешественник Максимов так описывает езду по тракту: „У ямщика неисправимое поползновение ехать вскачь и что называется и в хвост и в гриву. На сколько хватит у лошадей и духу и силы… Большая часть лошадей – бешеные, какие-то угорелые...»

Насколько тракт был опасен для проезжающих?

Не только сезонность использования гужевого транспорта, но и низкое качество дорожного строительства, ремонта и содержания дорог не позволяли наладить регулярное бесперебойное движение по тракту, поэтому чаще перевозка товаров осуществлялась большими партиями в торговых караванах.
Но, не взирая на это, одной из самых больших проблем доставки товаров по Сибирскому тракту являлись кражи на дорогах. В Сибири существовал целый «промысел» – срезание мест «чаерезами» или тюков с товарами. В 1885г только на перегоне по Барабе было вырезано 70 ящиков чая и отбито 1,5 воза мануфактурного товара. Причём, грабителями, по слухам являлись не только беглые, но и некоторые местные жители.
Потери при крестьянском извозе были ещё выше, и, в отличие от транспортных компаний, крестьяне не всегда гарантировали доставку в полном объёме и в срок. За просрочку по договорам выплачивалась неустойка: за каждые сутки при перевозке «российских» товаров по 10 коп. с пуда, при перевозке чаев – 50 коп. с «места».
Да, проезд по тракту был не безопасен от нападения лихих людей, но и не только от них…
Известны случаи, когда при побеге каторжанина из кандальной партии конвоиры «восполняли» потерю за счет первого встречного крестьянина, которого переодевали в арестантские лохмотья, прикручивали веревками к общей партии заключенных и вместе со всеми сдавали «по счету» в очередной этапной тюрьме. Потому и не удивительно, что зачастую местные крестьяне опасались пользоваться государевой дорогой, а иногда даже прокладывали свой местнячковый путь рядом с казённым почтовым трактом, параллельно ему.

Как был загружен тракт?

На тракте царило довольно оживлённое движение. В обе стороны шли обозы и караваны с товаром, перевозилось золото, почта, ехали чиновники, переселенцы, воинские команды. Ежегодно по тракту (по тележному и санному пути) проходило до 100 тысяч подвод.
Перед ярмарками дороги бывали сплошь покрыты обозами, почтовый ямщик сипнет от крика, чтобы дали проехать, а пользы нет, надо или останавливаться, или до станции ехать шагом. Дорога по Западной Сибири шла равниной, поэтому срочные грузы нагружались на громадные сани по 20 и 30 ящиков и запрягались в эти сани по 3 – 5 лошадей «цугом», т.е. гуськом. Растянувшись верст на пять, большой обоз идет ряда в два, без всякого порядка, задевая и ломая встречные экипажи.
Ещё по тракту проходило шесть почт в неделю и под каждую тяжелую почту употреблялось не менее шести троек, которых содержали на каждой станции. При этом сверх почт каждую неделю проходили две-три эстафеты, не считая проездов курьеров, фельдъегерей и других лиц по казенной надобности.
И тут в «полный рост» вставала проблема разной скорости передвижения. Встречный обоз - ещё полбеды: с грехом пополам разъедутся; но истинное мучение – обгонять обоз. Обоз должен остановиться, сани и лошади жмутся к одной стороне, а почтовые вязнут в снегу, заседают в сугробы и с трудом объезжают обоз. При этом опять шум, гам, брань ямщиков.

Как было организовано конвоирование арестантов?

Помимо гужевого транспорта по большому Сибирскому тракту пешком передвигались партии ссыльных. Впереди на конях 3-4 казака, за ними телеги со старцами, больными и детьми. А затем нестройными рядами двигались каторжники, как мужчины, так и женщины, закованные в кандалы. За час такая партия продвигалась на 3-4 версты, за месяц должна была проходить около 500 вёрст с суточным отдыхом на каждый третий день.
Официально было повелено конвоировать в Сибирь преступников на каторжные работы и потому кроме казённых почтовых станций на всём протяжении тракта на расстоянии 30-40 вёрст друг от друга были поставлены этапы для днёвок, на которых имелись конвойные команды, а на полпути между ними возводились так называемые ночлежные полуэтапы.
Пешие партии из 300 или 400 арестантов отправлялись один раз в неделю в течение всего года. Колонны каторжников двигались в соответствии с графиком движения по этапам (представьте – был и такой!). Вечером в четверг они прибывали на этап №10 по Томской губернии, что располагался у деревни Тырышкина, где в пятницу у них был «растах» (днёвка, день роздыха), в субботу они преодолевали путь до Колывани – здесь находился полуэтап, а в воскресенье двигались до этапа №11 у деревни Орский Бор, где в понедельник проводили очередной «растах».
На Тырышкинском этапе была расквартирована конвойная команда из офицера, двух унтер-офицеров, барабанщика и 25 рядовых пеших гарнизонных солдат, состоящих на полевом довольствии. Кроме того в посёлке проживали четыре конных городовых казака, которые предназначались для конвоирования партий до следующего этапа и преследования беглых. Для предупреждения «побегов и удобнейшего распознавания ссыльных» им брили правую половину головы. И тем не менее лишь за 1880-1883 гг. общее число бежавших из под конвоя составляло почти полторы тысячи арестантов.
Этап у деревни Тырышкина представлял собой обширный огороженный двор, внутри которого располагались несколько низеньких одноэтажных деревянных зданий, окрашенных в грязно-желтый цвет. В одном из помещений размещались на ночь офицеры, в другом - солдаты, в третьем, самом большом - арестанты. В арестантской казарме было несколько камер с кирпичными печами и двумя рядами нар из досок. Кроме жилых помещений на этапе имелись дополнительные хозяйственные постройки и лазарет.
На этапах и в особенности на полуэтапах царила ужасная антисанитария - натащенная арестантами грязь разливалась зловонной жижей по коридору, по камерам. Здоровые занимали нары, тифозные валялись в грязи под нарами, на полу.
Великим кандальным путём в течение ХVIII–ХIXвв. в Сибирь прошло более 1 млн. человек. Страдания и унижения, причиняемые таким способом доставки арестантов в Сибирь, не имеют аналогов в цивилизованном мире за пределами Российской империи.

С открытия в 1896г Западно-Сибирского участка Транссибирской магистрали основной объём перевозок (почтовых, торговых, пассажирских) приходился уже на железную дорогу, а Московско-Сибирский тракт постепенно превратился в дорогу местного значения. С течением времени на протяжении всего тракта были упразднены и почтовые станции, и этапы.
http://www.chaus-ostrog.ru/2013/03/blog-post_24.html
Gvidon
Добрый день! Очень заинтересовала тема МС тракта и книги Катионова О. Буду признателен, если форумчане поделятся электронными версиями этих уникальных книг.
HeOH


Прохождение этапных команд от Омска до Каинска и обратно в Полном своде законов Российской империи за 1869 год
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.