Прогноз социально-экономического развития города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области на 2019 год
и плановый период 2020 и 2021 годов
5. Развитие человеческого капитала и социальной сферы
5.1 Демографическое развитие города Куйбышева
Цель - постепенная стабилизация численности населения и формирование социально-экономических предпосылок к последующему демографическому росту.
Для достижения данной цели реализуются первоочередные задачи, определенные Программой мер демографического развития города Куйбышева на 2009-2025гг., утвержденной постановлением администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области от 15.12.2008 N 732.
Ожидаемыми результатами реализации Программы на перспективу являются:
- сохранение в последующие годы численности населения города на уровне 46000 человек в условиях возможного усиления негативной демографической динамики, увеличение продолжительности жизни до 67,6 лет;
- создание предпосылок для роста населения города Куйбышева к 2025 году до уровня 50000 человек, увеличение продолжительности жизни до 69,5 лет.
Механизм реализации Программы мер по демографическому развитию города Куйбышева на 2009-2025 годы предполагает: разработку нормативной правовой базы, регулирующей социально - демографические процессы в городе; сохранение и создание рабочих мест, улучшение условий и охраны труда; организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики и здорового образа жизни через средства массовой информации (периодическая печать, телевидение, радио и т.д.).
В 2019-2021 годах сохранится тенденция умеренного снижения численности населения. Ожидается незначительное увеличения прибывших, за счет миграционного прироста в среднем на 1,8% ежегодно. При привлечении в город квалифицированных кадров, а также молодежи для получения профессионального образования и последующего закрепления в экономике, образования и здравоохранения в перспективе планируется сохранение миграционной привлекательности, и миграционная составляющая будет оставаться основной составляющей прироста численности населения. Коэффициент миграционного прироста населения: по 1 варианту прогноза к 2021 году составит 20 человек ежегодно.
С 2015 года наметилась устойчивая тенденция снижения общего коэффициента смертности. Численность умерших в 2017 году составила 582 человека, увеличившись за год на 9 человек. Ожидается, что в 2018-2019гг. коэффициент смертности составит 13,1 промилле с последующим снижением в 2020-2021гг. на 0,1 промилле.
Демографический прогноз развития с учетом реализации основных приоритетных направлений по содействию повышению рождаемости, предупреждению и снижению смертности по основным классам причин, а также сложившейся структуры населения к 2021 году отражает естественную убыль населения в среднем на – 0,1 промилле.
При сохранении положительной динамики роста к 2021 году среднегодовая численность населения города предположительно стабилизируется и сформируется на уровне 44 тысяч человек.
На негативные изменения прогнозируемых показателей будут влиять следующие факторы (по данным прогноза НСО):
с 2017 года резко снижается численность женщин активного репродуктивного возраста 20-29 лет;
с 2019 года будет снижаться численность женщин 30-34 лет, на которых приходится рождение вторых и последующих детей.
5.2. Заработная плата и денежные доходы населения
Цель – повышение денежных доходов населения от трудовой деятельности; обеспечение адресной финансовой поддержки малообеспеченных категорий населения.
Для достижения цели реализуются мероприятия в рамках Плана действий, утвержденного распоряжением Правительства Новосибирской области от 21.01.2013 № 9-рп «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Новосибирской области.
Реализация мероприятий по снижению объема скрытых форм оплаты труда и ликвидации задолженности по заработной плате; созданию и модернизации высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест; обеспечению поэтапного повышения заработной платы категориям работников государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации; предоставлению социальных выплат различным категориям граждан позволит к концу 2021 года:
увеличить размер среднедушевых денежных доходов населения на 19% относительно 2018 года;
среднемесячную номинальную начисленную заработную плату довести до 26795 рублей, с ростом к уровню 2018 года на 23,2%;
снизить уровень безработицы до 0,6%.
Основу качества трудовой жизни населения составляют такие показатели как: покупательная способность заработной платы, зарегистрированная просроченная задолженность по выплате заработной платы, коэффициент частоты производственного травматизма, охват работающих коллективными договорами, средняя продолжительность официальной безработицы, доля малоимущих граждан трудоспособного возраста.
Среди районов и городских округов Новосибирской области Куйбышевский район занимает: 3 место в рейтинге по уровню официально зарегистрированной безработицы, 9 место по отношению среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, 12 место в рейтинге по отношению среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму, 2 место по охвату работающих коллективными договорами.
В прогнозируемый период будет продолжено создание необходимых условий для эффективного взаимодействия представителей работодателей и работников на основе принципов социального партнерства.
Кроме этого, будет продолжено предоставление пособий, компенсаций, стипендий и иных социальных выплат различным категориям граждан с их индексацией.
При эффективной реализации мероприятий по проведению государственной политики по росту уровня благосостояния населения рост заработной платы будет обеспечен, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов, повышения производительности труда; поэтапного повышения средней заработной платы работников.
Прогноз социально-экономического развития города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработан в соответствии с Законом Новосибирской области от 18.12.2015 № 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области на среднесрочный период, утвержденным постановлением администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области от 09.04.2018 №351, на основе анализа тенденций развития экономики и социальной сферы, сложившихся в период 2016-2017 годов и в I полугодии 2018 года, исходя из целей и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474, ориентиров и приоритетов государственной экономической и социальной политики.
Прогноз разработан с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, с учетом итогов социально-экономического развития города Куйбышева в 2017 году и за истекший период 2018 года.