Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Быль о сибирском Тарзане
Город Куйбышев > Куйбышевский форум > Каинск исторический
Петрович
Быль о сибирском Тарзане

Николай Сергеевич Вдовин - один из самых интересных людей среди моих знакомых. Его рассказами о тайге я заслушивался еще в детстве. Вдовин исходил сотни и сотни километров по таежным тропам, работал на лесоповале, охотился, рыбачил, заготавливал ягоду; частенько путешествовал вроде бы без особой цели - просто потому что интересно было увидеть нетронутую людьми природу, повстречаться с непугаными зверями и птицами...

Одна слышанная мной тогда, в детстве, история, поразила меня особенно. Встретив недавно Николая Сергеевича, я попросил рассказать ее вновь. Хочу теперь донести до вас, мои читатели, события давних лет. 3а достоверность могу ручаться: Вдовин – человек честнейший, глубоко, кстати, религиозный. Есть к тому же, у нас в городе и другие люди, которые жили в сороковые - пятидесятые годы в тех краях, они могут подтвердить. Искажению могли подвергнуться лишь незначительные детали - ведь столько лет прошло, память человеческая ненадежна... В числе самых притягательных в прежние времена для Вдовина мест были места за озером Кротовым, что находится среди лесов и болот Северного района. Там, за Кротовым, в верховьях рек Тартаса и Омской Ичи и происходили описываемые события.

В году не то сорок первом, не то сорок втором, с аэродрома новосибирского авиазавода имени Чкалова вылетели два военных самолета. Самолеты были совершенно новой конструкции, и полет этот являлся для них испытательным. На борту каждого - пулемет, пушка с полным боекомплектом. И вот над местами глухими и безлюдными пришлось им делать вынужденную посадку. У одного из летчиков кончался бензин, пилот второй машины не захотел бросать в беде друга. Летчики выбрали заросшее мелким сосняком моховое болото и, не выпуская шасси, сели, как говорят авиаторы, «на брюхо». Сели удачно - оба остались живы. Сняли с самолетов кое-какое наиболее секретное оборудование, зарыли в мох и отправились искать людей.

Путь был тяжелым. Кое-как выбрались в верховья речки Омской Ичи, определили, куда течет вода, и двинулись вниз по течению. Расчет оказался верным - набрели на деревеньку, где их накормили, отпарили в баньке. А потом увезли в Новосибирск.
Упавшие самолеты, разумеется, тут же начали искать. Поиски велись с воздуха. Однако, несмотря на то, что летчики точно указали место вынужденной посадки, обнаружить крылатые машины не удалось, их исчезновение казалось необъяснимой загадкой. Загадку эту разгадать удалось лишь много-много позже.

В тех местах скрывался от армейской службы молодой мужик, прозванный за отшельнический образ жизни Тарзаном. Родом Тарзан был из одной местной деревеньки. Построил в тайге несколько потайных избушек, вырыл и землянки. Ловил рыбу, добывал птицу, зверя, заготавливал впрок грибы, ягоды, орехи. Весной собирал птичьи яйца, которых так много у рямовых озер. Промысловик он был умелый, сноровистый, силушку имел богатырскую. В поединке с косолапым хозяином тайги Тарзан, вооруженный одним ножом, непременно выходил победителем. Часть добытой продукции тайком, через родственников, оставшихся в деревне, выменивал на муку, соль, порох, пули, дробь и прочий необходимый в тайге припас. Словом, жил, не бедствуя. Однажды Тарзан услышал вдалеке гудение двигателей.

Звук нарастал, и вскоре в небе показались две точки. То были самолеты. Все ниже, ниже опускались крылатые машины и вот обе скрылись за кронами старого кедрача, что рос неподалеку от одной из тарзановых избушек. Надсадный звук затих, издали послышался треск ломаемых деревьев, и Тарзан понял: плюхнулись!
Взрывов слышно не было, дым тоже к небу не поднимался, из чего стало ясно, что приземление оказалось удачным. Тарзан поспешил туда. Немало пришлось побродить ему по ряму, что раскинулся за кедрачом, прежде чем он наткнулся на свежую просеку, где молоденькие сосенки были повалены приземлившимся самолетом. По ней лесной отшельник нашел машину, а потом отыскал и другую. Летчики к тому времени ушли искать людей, и Тарзан оказался полным хозяином добра, буквально свалившегося на него с неба.

Он снял пулеметы с запасами патронов, рации, аккумуляторы, многое другое; перетаскал все это в свою избушку. Долго сидел в кабине, изучая приборы, нажимая, словно мальчишка, на рычаги. Потом вдруг обеспокоился: самолеты будут искать, сюда придут люди, а это для него – немалая опасность. Он вспомнил, как появились в здешних местах геодезисты и сколько хлопот они ему доставили. Тарзан ходил за ними по пятам, выслеживал, не обнаружат ли экспедиционники какую из его потайных избушек, землянок. В тот раз обошлось, однако волнений незваные гости доставили Тарзану немало и пережить все это снова ему не хотелось.

Что делать с самолетами? Сжечь? Тайга может загореться, да и подозрительно это будет выглядеть, ведь летчики-то знают, что машины упали, не воспламенившись. И Тарзан начал подрывать мягкую торфяную почву. Вскоре сначала один, а потом и другой, самолеты опустились в углубления; сверху Тарзан замаскировал их мхом. Не то, что с воздуха - рядом пройдешь - не заметишь.

Такова разгадка таинственного исчезновения военных машин. А теперь о том, как же, в конце концов, эта история стала известна людям.
Наблюдая за кружащими в небе самолетами, Тарзан усмехался. Летайте, летайте, черта лысого что-нибудь найдете… Так и вышло. Через несколько дней поиски прекратились. Пулеметы удалось приспособить для стрельбы одиночными выстрелами, облегчить, и они превратились из боевого в охотничье оружие, из которого Тарзан без промаха валил лосей и медведей. Благодаря рации отшельник мог теперь узнавать свежие новости. Словом, подарок с неба отказался весьма и весьма ценным.

Все было неплохо у Тарзана, но чем дальше, тем невыносимее становилось без женщины. В деревне оставалась жена, но тайные встречи с ней были такими редкими... Как-то на лесной дороге он услышал чьи-то легкие шаги. Притаился, ожидая, когда появится из-за поворота незнакомец. В вечернем полумраке обрисовалась фигура девушки, одетой в светлое платье. Убедившись, что она одна, Тарзан вышел из-за деревьев.
- Здравствуй. Пойдем-ка со мной, красавица. Будешь у меня жить.

И сколько ни молила перепуганная девка отпустить её, увел в свою глухомань. Вел, кстати, ночами, чтобы не запомнила дороги. Волей-неволей пришлось стать пленнице второй женой лесного дикаря. А в родной деревне в связи с ее исчезновением пало подозрение в убийстве на некоего парня. Времена были суровые, упекли того парня без долгих разбирательств в тюрьму. Ладно, еще расстреляли.

Живет Тарзан в привычном и милом ему лесу с молодой женой припеваючи. Бабенка вскоре пообвыклась, признала в Тарзане человека. Смирилась со своей долей. Все бы ничего, да стала Тарзанова жена тяжелеть. И когда отяжелела уже порядком, отпустил ее Тарзан в деревню рожать. Понял, что не сможет принять ребенка, как следует, да и поставить его на ноги, живя вдали от людей, трудно.

Вернулась женщина в отчий дом, где ее давно не чаяли видеть, начались расспросы. Милиция, конечно, не оставила сей факт без внимания. Парня того безвинного отпустили, а у тарзановой подруги выпытали, кто такой есть Тарзан, и как с ним можно познакомиться. Снарядили вооруженную экспедицию и взяли отшельника в его избушке.
Когда доставили Тарзана в деревню, крепко удивились люди. Сам рыжий, волосы на голове и бороде длиннющие, одет в звериные шкуры - чистый Робинзон. Получил, разумеется, Тарзан за уклонение от воинской обязанности несколько лет тюрьмы. Говорят, отсидев срок, Тарзан уехал в Красноярский край, поселился там опять-таки в тайге. Уже на вполне законном основании, не боясь, что будет найден и насильно водворен за колючую проволоку.

Вот такая история произошла в сибирской глухомани в военные и послевоенные годы. Много в ней сходного с фильмом о Тарзане. И умение героя выжить, приспособиться к природе, и романтический эпизод с похищением девушки, которой потом похититель пришелся вроде бы и по нраву... Вот только никаких самолетов в фильме не было.
Интересно, остались ли живы и на свободе летчики, после того, как не нашлись посаженные ими в тайге новейшие военные самолеты? Об этом, к сожалению, никто ничего не знает...
Е.Доброхотов
«Куйбышевский вестник», 1991 г.

Примечание. Н.С.Вдовин трагически погиб в 2004 году.
В октябре 1942 года Новосибирский завод им. В.П.Чкалова начал выпуск самолетов Як-9.
Хрюн Моржов
Замечательно написана сказка о Тарзане Е. Доброхотовым. Красиво изложил на бумаге. Читаешь, и даже верить хочеться. Да, у данной истории были прототипы, но куда более прозаичные. Был дезертир, был самолёт, только двухмоторный, был пулемёт, была женщина, была облава, военный трибунал.
Вот только про судьбу лётчиков ничего не известно. Да, и по рассказам, самолёт упал в зимнее время. Если бы он сел на вынужденную в летнее время, то осталась полоса метров 150-200, которая с воздуха недели три видна была. Не надо было и самолёт закапывать. Во-первых он камуфлированный, а потому с воздуха трудно его заметить, а во-вторых - местность там такова, что он сам скоро провалится, когда болото начнёт оттаивать.
ALT
Цитата(Петрович @ 29.4.2010, 20:02) *
В году не то сорок первом, не то сорок втором, с аэродрома новосибирского авиазавода имени Чкалова вылетели два военных самолета. Самолеты были совершенно новой конструкции, и полет этот являлся для них испытательным. На борту каждого - пулемет, пушка с полным боекомплектом.
Пулеметы удалось приспособить для стрельбы одиночными выстрелами, облегчить, и они превратились из боевого в охотничье оружие, из которого Тарзан без промаха валил лосей и медведей. Благодаря рации отшельник мог теперь узнавать свежие новости. В октябре 1942 года Новосибирский завод им. В.П.Чкалова начал выпуск самолетов Як-9.


Вооружение Як-9

Стрелково-пушечное вооружение: 1х20-мм мотор-пушка ШВАК, 1 (левый) синхронный 12.7-мм пулемет УБС

Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом - 21,14 кг, турельном - 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700-800 выстр./мин, крыльевом и турельном 800-1050 выстр./мин.
...................
Вообщем отшельник должен быть комплекции тяжеловеса + инженерное образование и полный комплект слесарных инструментов , чтобы переделать УБС в переносной вариант
тем более что одиночной стрельбы у него просто не предусмотрено.
Так что тут скорее легенда. Или самолет другой.
Хрюн Моржов
Цитата(ALT @ 8.6.2010, 9:01) *
Вооружение Як-9
Стрелково-пушечное вооружение: 1х20-мм мотор-пушка ШВАК, 1 (левый) синхронный 12.7-мм пулемет УБС
Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом - 21,14 кг, турельном - 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700-800 выстр./мин, крыльевом и турельном 800-1050 выстр./мин.
..................
Вообщем отшельник должен быть комплекции тяжеловеса + инженерное образование и полный комплект слесарных инструментов , чтобы переделать УБС в переносной вариант
тем более что одиночной стрельбы у него просто не предусмотрено.
Так что тут скорее легенда. Или самолет другой.

Статья Е.Доброхотова была напечатана в газете «Куйбышевский вестник» в 1991 году. Это время, когда стали печатать всякие слухи не утруждая себя какой-либо элементарной проверке полученную информацию.
О Як-9 и речи быть не может. Скорее всего это перегоняли самолёты с заводов Иркутска или Комсомолька-на-Амуре. Но там выпускали двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и Ил-4. (Кстати, сел на вынужденную двухмоторный самолёт. Об этом до сих пор любому поведают жители сел и деревень Чумаковской зоны (бывший Михайловский район). Или во время перелета какого-то полка с востока за запад произошла авария самолёта. Но в 1941-1942 годах на бомбардировщиках ещё стаяли ШКАСы. А это пулемёт калибра 7,62 мм.
С оружием в Сибири в то время разбираться умели. Даже в деревнях ячейки ОСОАВИАХИМ СССР существовали. В школах военная подготовка, и в том числе стрелковая, были обязательны. Так что дезертир мог разобраться с пулемётом. А пулемёт скорее всего был турельный. Вес разных модификаций от 10 до 11 кг.
ALT
Цитата(Хрюн Моржов @ 8.6.2010, 13:29) *
О Як-9 и речи быть не может. Скорее всего это перегоняли самолёты с заводов Иркутска или Комсомолька-на-Амуре. Но там выпускали двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и Ил-4.


Комсомольск на Амуре завод №126 -1083 Ил-4 с 1939 по 1945

Иркутск завод №39 (125) выпускал Пе-2,3 Ил-4 и Ер-2. Больше всего Ил-4 -1390, ну и Пе-2 порядка 800 штук.

Так что по теории вероятности - Ил-4. А у него, как вы справедливо заметили на турелях стояли "Шкасы", или развернуто 7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный).
С пистолетной рукояткой, вполне мог использоваться означенным образом.
Только вот все равно у меня насчет рации сомнения.
Снять рацию с самолета и правильно ее собрать потом - это все же специальные знания нужны.
Хрюн Моржов
Цитата(ALT @ 8.6.2010, 20:20) *
Комсомольск на Амуре завод №126 -1083 Ил-4 с 1939 по 1945
Иркутск завод №39 (125) выпускал Пе-2,3 Ил-4 и Ер-2. Больше всего Ил-4 -1390, ну и Пе-2 порядка 800 штук.
Так что по теории вероятности - Ил-4. А у него, как вы справедливо заметили на турелях стояли "Шкасы", или развернуто 7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный).
С пистолетной рукояткой, вполне мог использоваться означенным образом.
Только вот все равно у меня насчет рации сомнения.
Снять рацию с самолета и правильно ее собрать потом - это все же специальные знания нужны.

Иркутский завод в 1941-1942 годах выпустил около сотни Ил-4. В основном выпускал Пе-2. Ер-2 стал выпускать только в конце 1943 года.
Двигатели что на Ил-4, что на Пе-2 были до 1943 года не очень надёжные. Так что любой мог шлёпнутся.
А вот радиостанцией дезертир по любому пользоваться не мог. Они работали от генераторов установленных на двигателе. Аккумуляторы на самолётах были слабые, ёмкасть маленькая. Двигатели запускались либо автостартёром, или сжатым воздухом.
Кроме того, в первый год войны, часть самолётов, выпущенных в Иркутске и Комсомольке на Амуре раций не имели по причине нехватки их во время сборки самолётов. Рации устанавливали позднее, в запасных полках или непосредственно в строевых полках.
Петрович
Покопался в интернете, и вот что нашлось:

29 марта 2005. В поиске "Кобры"

В 1942 году на севере Убинского района Новосибирской области совершили вынужденную посадку два самолета-истребителя Р-39 "Аэрокобра", поставлявшиеся в годы войны по ленд-лизу из США в СССР. Самолеты увязли в болоте, летчики выбрались из топи, отправившись к ближайшей деревне за помощью. Но никто помочь им не смог, машины так и остались в лесу.
В сентябре прошлого года была организована поисковая экспедиция, куда вошли представители туристического клуба "Панда", авиатехнического клуба "Взлет", других общественных организаций города и журналисты газеты "Советская Сибирь". К сожалению, разыскать самолеты не удалось. Нынче запланирована очередная экспедиция. В связи с этим у нас к читателям "Труда" большая просьба: возможно, кто-то из ветеранов войны вспомнит об этом эпизоде из военной жизни. Если такие найдутся, будем рады встретиться с ними и разузнать как можно больше о тех далеких днях. Напишите по адресу: Новосибирск-17, в/ч 71592 "СМИ", помощнику командующего объединением ВВС и ПВО Сибири по связям с общественностью и СМИ Эдуарду Трускалову.

Взято отсюда


Вторая ссылка - Поиск Кобры в сибирских болотах. Отчет экспедиции "Панда"
Это здесь
Хрюн Моржов
Цитата(Петрович @ 10.6.2010, 4:19) *
Покопался в интернете, и вот что нашлось:
29 марта 2005. В поиске "Кобры"
В 1942 году на севере Убинского района Новосибирской области совершили вынужденную посадку два самолета-истребителя Р-39 "Аэрокобра", поставлявшиеся в годы войны по ленд-лизу из США в СССР. Самолеты увязли в болоте, летчики выбрались из топи, отправившись к ближайшей деревне за помощью. Но никто помочь им не смог, машины так и остались в лесу.
Вторая ссылка - Поиск Кобры в сибирских болотах. Отчет экспедиции "Панда"
Это здесь

В 1942 году истребители Р-39 "Аэрокобра" пролетать над Новосибирской областью не могли. Трасса "АЛСИБ" начала работать в ноябре 1942 года. До 31 декабря прибыло в Красноярск и передано военной комендатуре РККА только 31 самолёт. Из истребителей были только Р-40. На территорию СССР были отправлены 11 Р-39, но они застряли на трассе "АЛСИБ", и прибыли в Красноярск только в январе 1943 года.
Информация из статьи Александра Котрярова "Трасса "АЛСИБ". Ледяной маршрут Ленд-Лиза". Журнал АвиаПарк № 3 за 2009 год.

Да, и не могли два самолёта выйти из строя одномоментно. А за выведение из строя самолёта летчика сразу же отдали бы под трибунал. Шла война и каждый самолёт был на учёте. Так что это очередная пустышка, родившаяся в 90-е годы из-за недобросовестных журналистов, не удосужившихся проверить очередную подслушанную ими сплетню.

Вторая ссылка битая.
ALT
Цитата(Хрюн Моржов @ 10.6.2010, 0:08) *
Иркутский завод в 1941-1942 годах выпустил около сотни Ил-4. В основном выпускал Пе-2. Ер-2 стал выпускать только в конце 1943 года.


У меня данные по таблицам "Самолетостроения", по заводам, годам. Это еще в эпоху ФИДо прислали, а я их в базу забил.

Тут может быть путаница - 39 и 125 заводы обьединили.

По №39

Ер2 действительно с 1943 всего выпустили по 1945 392 штуки.
А вот ДБ3Ф -1390
Пе-2 с 1940 по 1945 - 896
Причем с 44 она на заводе №39 не выпускались.

А по рации действительно так. Легенда получается.
Петрович
Цитата(Хрюн Моржов @ 10.6.2010, 9:18) *
Вторая ссылка битая.

Заходите через главную страницу http://kedr.marshruty.ru/,
в опции "Маршруты" маршрут №126 за 2004 год - Поиск кобры в сибирских болотах
Петрович
Цитата(Хрюн Моржов @ 10.6.2010, 9:18) *
Так что это очередная пустышка, родившаяся в 90-е годы из-за недобросовестных журналистов, не удосужившихся проверить очередную подслушанную ими сплетню.

+1!

Читаем в книге Скарлато Г.П. "Занимательная география для детей и взрослых". - Киев: Альтерпрес, 1996.

"Еще одного таежного робинзона "рассекретили" в 1991 г. Это 40-летний Марк Гурский, которого нашли среди топи Убинских болот в труднодоступных местах на севере Новосибирской области. После десяти лет скитаний по дремучей тайге, оторванный от людей, он не мог даже внятно произнести свое имя.
Когда этого робинзона привезли в ближайшую деревню Лисьи Норки, отмыли, подстригли, расчесали и одели, он рассказал о своем житье-бытье. Оказывается, сколько жил Марк отшельником - он все время строился. Поэтому и не одичал. В дремучей тайге в разных местах, за десятки километров друг от друга, он вырыл три землянки. Вокруг каждой возвел что-то вроде хоздвора, с дровами, кострищем. Как только оскудевали окрестные леса ягодами, орехом, дичью, он переходил на другой участок. На сухих островах среди болот сажал картофель, добывал и зверя. Следует сказать, что его робинзонаду значительно облегчили два оставленных экипажами и забытых самолета, совершивших когда-то вынужденную посадку в этой части Убинского района по причине нехватки горючего. Они сыграли такую же роль, как и прибитый к безлюдному острову потерпевший крушение корабль в известной книге "Робинзон Крузо". Обладая поистине "золотыми руками", Гурский широко использовал это буквально свалившееся на него с неба сокровище - от кресел до динамо-машины. Он соорудил ветряк, благодаря чему загорелся фонарь. Из пулеметного ствола смастерил винтовку и пистолет и т. п. Интересно, что, по его словам, он почти не болел, а занемог лишь один раз, когда разленился и засиделся в непогоду несколько дней в жилище.

Сельчане назначили было М. Гурского бригадиром охотников, желая использовать его опыт и знание звериных троп. Прочили ему и жену, однако таежный робинзон чувствовал себя среди людей скованно и отчужденно. Вскоре он опять исчез в нехоженой тайге."

Вся книга
Без комментариев... blink.gif
Хрюн Моржов
Цитата(ALT @ 10.6.2010, 10:53) *
У меня данные по таблицам "Самолетостроения", по заводам, годам. Это еще в эпоху ФИДо прислали, а я их в базу забил.
Тут может быть путаница - 39 и 125 заводы обьединили.

Уважаемый коллега ALT, я с вами согласен на счёт путаницы. В Иркутске стали выпускать Ил-4 после эвакуации туда завода № 39, т.е фактически с 1942 года. Первые самолёты собирали из привезённого задела. Полномаштабное производство Ил-4 развернули после того, как прекратили производство Пе-2, т.е. в 1943 году. Тогда выпустили 698 самолётов Ил-4. В 1942 году выпуск составил 53 самолёта.
Информация из книги В. Котельников "Ил-4. "Воздушные крейсера" Сталина" стр.100. А так же энциклопедия "Википедия", авиационная энциклопедия "Уголок неба".
Хрюн Моржов
Телеканал "Культура", цикл передач ACADEMIA. Константин Анохин – профессор, член-корреспондент Российской академии медицинских наук. "Мозг и разум". 1 и 2-я лекции.
Прослушал лекции К.Анохина, и понял, почему появляются "легенды про Тарзана" и не только.
Оказывается человеческая память так устроена, что если мы воспроизводим находящуюся в нашей памяти информацию, то она стирается из памяти, а на её место записывается новая версия этой информации, которую человек воспроизвёл, с теми дополнениями и фантазиями, что он добавил при воспроизведении. А вот те мелочи, что он не воспроизводил, теряются. Тогда понятно становиться, зачем при ФСБ и МВД уже несколько десятилетий существуют лаборатории (а сейчас создается и при СПК), где сотрудники с учёными степенями пытаются помочь гражданам вспомнить те или иные события, очевидцами которых они были. И это не всегда получается.
Для желающих послушать лекции ссылки на видио смотрите выше.
ALT
Цитата(Хрюн Моржов @ 10.6.2010, 20:16) *


Да нет тут темы для спора. rolleyes.gif
Все едино - мы же там не работали, статистику не вели. Путаницы при эвакуации хватало, хотя в целом можно заметить - наша статистика точнее на много порядков немецкой. У тех разница по количеству выпущенных самолетов в разы.
Котельников у меня есть, добрая работа. Вот насчет "Вики" посомневаюсь - там иногда ляпы встречаются.
Я же речь вел вот про это -
Самолетостроение - таблица "Динамика серийного выпуска основных самолетов периода 20-х и 40-х годов" из сборника "Самолетостроение в СССР" (издание ЦАГИ)."Считается самым цитируемым изданием в области производства самолетов.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.