Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Уроки православной веры
Город Куйбышев > Куйбышевский форум > Общий форум
Петрович
1. Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать, место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

2. Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

3. Как вести себя на кладбище

Из любви к усопшему родственники соблюдают в чистоте и порядке его могилу — место будущего воскресения. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу, помолиться об умершем, прочитать акафист или канон о упокоении его души.
Можно совершить литию, почитать Евангелие или Псалтирь. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного.
Также не следует оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищим. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Чрезмерно долгое пребывание на кладбище в состоянии сильной скорби может повредить душе, поселить в ней уныние и отчаяние. Здесь также необходима мера.

4. Суеверия, связанные с погребением

Русский народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения. Существует множество неписаных, и подчас довольно странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
— класть в гроб деньги, вещи и продукты;
— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;
— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
— лить водку в могильный холм;
— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
— рассыпать по могиле хлебные крошки;
— подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;
— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы ;
— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
— верить, что человек, случайно вставшей во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
— верить, что погркофейную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.

Из кн. Православный обряд погребения, СПб, 2003.
Петрович
Кто лишается отпевания

Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников), некрещёных людей, а также самоубийц. От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, утопление в воде, отравление пищей или лекарством, нарушение норм техники безопасности на производстве).

Лишаются отпевания лица, покушавшиеся на жизнь или имущество ближних и умершие от ран и увечий, полученных в результате отпора. Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся.

Если самоубийца покончил с жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание, острое наркотическое или алкогольное опьянение), то вопрос о его отпевании решается епархиальным архиереем. Родственникам надо обратиться в канцелярию епархии с письменным прошением, к которому прилагается свидетельство о смерти. При положительном решении вопроса резолюция архиерея предъявляется приходскому священнику, и он совершает отпевание. Так же следует поступать и в других спорных случаях — например, когда родственники инославного христианина (католика или протестанта) желают отпеть его по православному обряду, или когда невозможно доподлинно установить — был усопший крещен или нет.

Домашняя молитва об упокоении иноверцев, некрещеных и самоубийц допускается Церковью, но совершать ее можно только по благословению духовника. Пример такой молитвы мы находим в жизнеописании преподобного старца Леонида (в схиме Льва) Осетинского. У его ученика отец покончил с собой. Ученик сказал старцу: «Я мучаюсь представлением тяжких мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?» Преподобный ответил: «По духу преподобных и мудрых молись так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая вода Твоя!" Молись же просто, без испытания, передавая сердце твое в десницу Вышняго... Предоставь участь родителя твоего Привет, конфетка!aгoсти и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

@Там же.
Петрович
Попал как-то в руки молитвенник 1904 года. Перечел десять заповедей, с комментариями и разъяснениями, которые оказались достаточно интересными. Их и предлагаю вниманию форумчан.

Десять заповѣдей закона Божія

1 - я. Азъ есмь Господь Богъ твой; да не будутъ тебѣ бози иніи, развѣ Мене.
2 - я. Не сотвори себѣ кумира и всякаго подобія, елика на небеси горѣ, и елика на земли низу, и елика въ водахъ подъ землею; да не поклонишися имъ, не послужиши имъ.
3 - я. Не пріемли имени Господа Бога твоего всуе.
4 - я. Помни день субботный, еже святити его; шесть дней дѣлам, и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя, въ день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
5 - я. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будетъ, и да долголѣтенъ будеши на земли.
6 - я. Не убій.
7 - я. Не прелюбы сотвори.
8 - я. Не укради.
9 - я. Не послушествуй на друга твоего свидѣтельства ложна.
10 - я. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.


ПО - РУССКИ.

1 - я заповедь. Я Господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2 - я. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.
3 - я. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4 - я. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота), да будет посвящен Господу Богу твоему.
5 - я. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.
6 - я. Не убей.
7 - я. Не прелюбодействуй.
8 - я. Не воруй.
9 - я. Не произноси на другого ложного свидетельства.
10 - я. Не желай жены искреннего твоего; не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, никакого скота его,— ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Кто и кому дал десять заповедей закона Божия?
Эти десять заповедей дал Сам Бог на горе Синае через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую.

На чем были написаны эти заповеди?
На двух досках каменных (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любвн к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т. - е. ко всем людям).

Как читается первая заповедь закона Божия?

Азъ есмь Господь Богъ твой; да не будутъ тебѣ бози инiи, развѣ Мене.
Азъ — я. Да — пусть. Бози — бога. Инiи — иные, другие. Развѣ — кроме.

Что Бог повелевает этою заповедью?
Познавать и почитать Его одного, т.-е. повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему и не иметь никаких других богов, кроме Его.

Откуда можно лучше всего познать Бога?
Из Священного писания.

Как должно почитать ангелов и святых людей?
Их должно почитать не так, как почитаем Самого Бога, но как самых близких к Богу служителей, и должны молиться им, чтобы они испрашивали нам у Бога милости.

Кто грешит против первой заповеди Божией?
Против этой заповеди Божией грешит тот, кто проповедует или принимает какое-либо ложное учение, противное учению православной церкви (еретик); кто не повинуется православной церкви и отделяется от нея (раскольник); кто верит тайным силам тварей и старается ими действовать *); кто гадает; кто слепо верит обыкновенным случаям в жизни, придавая им Божескую силу; кто леннтся учиться закону Божию, и кто надеется больше на человека, нежели на Бога.

*) В книге Исход упоминается о египетских волхвах и чародеях, между которыми главными были Ианний и Амврий, которые перед лицом Моисея темною силою умели превратить жезлы свои в змеев; но змеи их поглощены были обращенным из посоха змеем Моисеевым.

Чем некогда наказал Бог людей за то, что они забыли Бога, истинную веру в Него и святой закон Его?
Всемирным потопом.
Петрович
Какая вторая заповедь Божия?

Не сотвори себѣ кумира и всякаго подобія, елика на небеси горѣ, и елика на земли низу, и елика въ водахъ подъ землею; да не поклонишися имъ, не послужиши имъ.

Кумиръ — истукан, идол и, вообще, всякая вещь или создание, которое люди почитают за истинного Бога. Всякого подобiя — всякое изображение земных предметов. Елика — что. Горѣ — наверху. Низу — внизу.

Что запрещает Бог этою заповедью?
Запрещает поклоняться идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества.

Чему кланяются язычники?
На небе: солнцу, луне, звездам; на земле: зверям, птицам, растениям; в водах: рыбам, гадам и др.

Не грешно ли кланяться иконам?
Иконам, или образам не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся пред иконами, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме пред собою.

Какая третья заповедь Божия?

Не прiемли имени Господа Бога твоего всуе.

Не прiемли — не принимай, не употребляй. Всуе — напрасно.

Что Бог запрещает этою заповедью?
Запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, напр., в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается хула на Бога (иудеи хулили Господа, говоря, что он изгоняет бесов силою веельзевула — князя бесовского, Мо. XII. 24), ропот на Него (евреи неоднократно роптали на Бога во время своего странствования по Аравийской пустыне, Числ. XI, 4—6), кощунство (Валтасар, последний царь Вавилонский, пируя со своими вельможами, пил вино из священных сосудов храма Соломонова, похищенных Навуходоносором; за это кощунство был убит в ту же ночь, и царством его завладели другие народы), божба без нужды, и особенно в неправде, ложь под присягою *), что составляет тяжкий грех пред Богом.

*) Присяга есть клятва, или божба, произносимая в присутствии священника перед крестом и евангелием.

Когда же можно и должно употреблять имя Божие?
Можно и должно употреблять имя Божие, когда молимся, ведем благочестивые разговоры, когда, по требованию начальства, клянемся, даем присягу, и во всех этих случаях нужно употреблять имя Божие со страхом и благоговением.

Какая четвертая заповедь Божия?

Помни день субботный, еже святити его; шесть дней дѣлай и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя, въ день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

Суббота — покой, отдых. День субботный — день праздничный. Еже — чтобы. Святити день — делать в известный день добрые дела.

Что Бог повелевает этою заповедью?
Повелевает нам шесть дней недели работать, заниматься своими делами, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

Какой из семи дней нужно посвящать на добрые дела?
В Ветхом завете днем праздничным была суббота, или тот седьмой день, в который Бог, по сотворении мира, почил от всех дел своих; со времени же воскресения Христова суббота заменилась днем воскресным, или тем днем, в который воскрес Иисус Христос.

Кроме воскресных, нет ли еще дней, которые нужно также посвящать на богоугодные дела?
Есть. Праздники Господни, каковы, напр., Рождество Христово (25 дек.), Крещение Господне (6 янв.), Преображение Господне (6 августа).
Праздники Богородичные, напр., Рождество Пресвятыя Богородицы (8 сент.), Успение Пресвятыя Богородицы (15 авг.).
Праздники в честь святых, напр. день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), день Усекновения главы его (29 авг.), день верховных Апостолов Петра и Павла (29 июня).

Что еще повелевается четвертою заповедью?
Повелевается соблюдать посты.

Какие посты установлены Православною церковию?
1) Великий пост, или св. четыредесятница, в которую мы обыкновенно говеем, исповедуемся и причащаемся. Этот пост установлен в подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа в пустыне и установлен для того, чтобы нам достойно встретить праздник Воскресения Христова.
2) Пост перед праздником Рождества Христова, или Рождественский пост, иначе Филиппов. (Начинается с 15 ноября - после дня Апостола Филиппа, и продолжается 40 дней до 25 декабря, т. - е. до праздника Рождества Христова).
3) Успенский пост перед праздником Успения Пресвятыя Богородицы (с 1 - го до 15 - го авг.), иначе Госпожинки.
4) Петров пост, или Петровки. (Начинается всегда, спустя неделю, после Троицына дня и продолжается до 29 июня, до дня Апостолов Петра и Павла, а потому продолжительность этого поста зависит от времени Пасхи).

Есть еще посты однодневные, или дни постные, именно:
1) Воздвижение честного и животворящего креста (14 сент.).
2) Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.).
3) Сочельник крещенский (5 янв.).
4) Среда и пятница каждой недели.

Почему положено поститься в среду и пятницу?
В среду — в память предания Иисуса Христа на страдание, а в пятницу в память самого страдания и смерти Его.

Кто грешит против четвертой заповеди Божией?
Против этой заповеди грешит тот, кто будничные дни проводит в праздности, кто воскресные и праздничные дни проводит не по христиански, и кто не соблюдает постов.
Петрович
Какая пятая заповедь Божия?

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будетъ, и да долголѣтен будеши на земли.

Чти — почитай. Да — Чтобы. Благо — хорошо. Ти — тебе. Долголѣтен — тот, кто много лет живет.

Что Бог повелевает этою заповедью?
Повелевает почитать родителей.

Что значит почитать родителей?
Почитать родителей - значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни и старости и молиться о спасении душ их.

Как некогда была наказана непочтительность к родителям?
Сын Ноя, Хам, смеялся над своим отцом, спавшим в своем винограднике обнаженным; другие же сыновья его, Сим и Иафет, прикрыли одеждою обнаженное тело его. Ной, проснувшись, узнал о таком непочтительном поступке Хама, проклял его и пророчески сказал, что потомки его будут рабами потомков его братьев.

Кроме родителей, кого еще повелевается почитать пятою заповедью?
Этою заповедью повелевается почитать и тех, которые в каком-либо случае заменяют нам родителей, как-то: Государя, духовных пастырей, начальствующих, всех вообще благодетелей и старших возрастом.

Кого из них особенно нужно почитать?
Государя, потому что Он отец целого народа и помазанник Божий. Бога бойтеся, царя чтите (I, Петр. II. 17), говорит апостол Петр. Сам Господь сказал: воздадите Кесарева Кесареви (Мо. XXII, 21), т. - е. что принадлежит кесарю, или царю, то ему и отдавайте; какие есть обязанности к Государю, те и исполняйте.

Какие обязанности подданного к Государю?
Нужно повиноваться Его повелениям, молиться за Него, повиноваться властям, от Него поставленным, честно платить подати, охотно идти по Его повелению в военную службу на защиту веры и отечества, исполнять охотно и другие обязанности.

А что сказать о тех, которые не исполняют обязанностей к Государю?
Они виновны не только перед Государем, но и перед Богом, потому что противляяйся власти, как говорит Слово Божие, Божию повелению противляется: несть бо власть, аще не от Бога (Римл. ХIII 1—2).

Какая шестая заповедь Божия?

Не убiй.

Не убiй — не убивай.

Что Бог запрещает этою заповедью?
Запрещает убивать, т. - е. лишать жизни человека.

Грех ли наказывать по закону преступника смертью и убивать неприятеля на войне?
Не грех. Преступника лишают жизни, чтобы прекратить великое зло, которое он делает; неприятеля убивают на войне, потому что на войне сражаются за Государя и отечество.

Какие еще грехи запрещаются сею заповедью?
Этою заповедью запрещается содействие убийству каким бы то ни было образом, напр., приказанием, советом, помощью; запрещается и все, что безпокоит и сокращает жизнь ближнего, напр., гнев, ненависть, ссоры.

Этою же заповедью запрещается соблазн, когда кто примером своим или советом склоняет другого к неверию или к какому-либо греху, что называстся духовным убийством.

Что же повелевается шестою заповедью?
Повелевается беречь жизнь ближнего и делать ему всегда одно добро.

Какая седьмая заповедь Божия?

Не прелюбы сотвори.

Не прелюбы сотвори — не прелюбодействуй.

Что запрещается этою заповедью?
Запрещается прелюбодеяние, или преступная плотская любовь между мужчиною и женшиною. Этою же заповедью запрещается и все, что располагает к этому греху, напр., неумеренность в пище, пьянство, безстыдные песни, чтение дурных книг и тому под.

Что нужно делать, чтобы не нарушить этой заповеди?
Живущим в супружестве нужно быть верными друг другу, а прочим вести целомудренную жизнь.
Петрович
Какая восьмая заповедь Божия?

Не укради.

Что запрещается этою заповедью?
Запрещается кража, т. - е. брать себе чужое каким бы то ни было незаконным путем. Грешит против этой заповеди, напр., тот, кто ворует *), грабит, удерживает плату работника; кто получает плату за работу, но не работает; кто берет чужое обманом, хитростью, наприм., отдает худой товар вместо хорошего, посредством неправильного веса или меры не додает проданного. (Гиезий, слуга пророка Елисея, обманом от имени сего пророка выпросил у сирийского военачальника Неемана несколько денег и одежду; за этот проступок поражен был проказою, бывшею прежде на Неемане.)

*) Похищение священной и церковной вещи называется святотатством.

Каким нужно быть, чтобы не грешить против восьмой заповеди?
Нужно быть трудолюбивым, безкорыстным, милосердым, правдивым.

Какая девятая заповедь Божия?

Не послушествуй на друга твоего свидѣтельства ложна.

Не послушествуй — не свидетельствуй, не доводи до слуха, не говори. На друга твоего — на другого человека. Свидѣтельство — донос.

Что запрещается этою заповедью?
Запрещается ложное свидетельство и вообще всякая ложь. Против этой заповеди грешат, напр., те, которые ложно свидетельствуют в суде, которые ложно жалуются на другого (об Иисусе лжесвидетели говорили, что Он хотел разрушить храм Божий и в три дня создать его. Ме. XXVI, 60 - 62. Его же обвинилн Иудеи в том, что будто Он искал царской власти и запрещал платить дань Кесарю. Лук. XXIII, 2), которые говорят ближнему в глаза и за глаза о нем обидные слова, которые насмехаются и осуждают.

Что нужно думать о ложном свидетельстве под присягою?
Это великий грех и против девятой и против третьей заповеди Божией.

Что нужно, чтобы не грешить против девятой заповеди Божией?
Нужно всегда говорить правду и удерживать язык свой от лукавых речей (I, Петр. III. 10).

Какая десятая заповедь Божия?

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Искреннiй — близкий к сердцу, любимый. Село — поле. Волъ — бык. Елика — что.

Что запрещается этою заповедью?
Запрещается не только делать худое ближнему, но и не желать ему ничего худого.
Грех против этой заповеди называется завистью.

Какие посему обязанности предписываются нам этою заповедью?
Мы должны быть довольными и благодарными тем, что дал нам Бог, и доброжелательными к ближнему *).

*) Десять заповедей, как и Символ веры, не молитвы. Но их нужно знать каждому православному христианину и по ним поверять каждый день свою жизнь. Если найдем, что в течение дня мы ничего особенно противного заповедям Божиим не сделали, то должны за то благодарить Бога; если же согрешили, то должны принести Господу искреннее раскаяние и остерегаться впредь грешить.

В кн.: Молитв. Изд. Моск. Синод. Типогр. 1904. С.139-160.
Петрович
Правила поведения в храме

Входите в храм тихими шагами в совершенном молчании. Никто пусть не входит сюда с житейскими заботами, ни с рассеянностью и смущением. Оставим все это за первыми дверями. Мы входим в Небесные Царские чертоги, вступаем в светлые области; внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн. Пусть никто в храме не заботится о делах домашних. Напротив, надо и дома размышлять о церковном учении. Приходи в храм не с тем, чтобы укорять других, а чтобы затем обратить и торжище в церковь. Приди за духовным оружием, чтобы защищаться и не получить смертельной раны от невидимых врагов. Бывает, один скажет в храме острое слово, смех тотчас распространяется между стоящими, и, к удивлению, даже во время самой молитвы многие не перестают смеяться; диавол всюду торжествует, всех связал, всеми обладает, Христос бесчестится и изгоняется, храм ставится ни во что.

Некоторые и в храме поступают, как на торжище. Когда говорит Сам Бог, не только не слушают Его в молчании, но занимаются разговорами совсем о другом. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих; нет - вы говорите о том, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плачу и не перестану плакать. Если бы можно было слышать, о чем говорят за всяким священным собранием (в храме) мужчины, женщины, Вы услышали бы, что слова их хуже всякого сора. Потому, умоляю, оставьте этот дурной обычай, и пусть церковь благоухает миром. Сейчас наполняем ее фимиамом, а о том, чтобы изгнать и истребить духовную нечистоту, не заботимся. Поистине, мы не столько бесчестим церковь, когда заносим в нее грязь, сколько оскверняем ее, когда разговариваем в ней друг с другом о барышах, о торговле, о том, что совсем неприлично упоминать в храме, тогда как здесь должны бы присутствовать лики Ангелов. Нужно считать церковь небом и ничего другого не знать, кроме сердечных молитв, молчания и внимания.
Свт. Иоанн Златоуст
Петрович
Притчи Царя Соломона 1-31

1) Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2) чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3) усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4) простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность;
5) послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
6) чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.


http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/65-solomon/131-glava-1
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.